Вы отправляете меня на гильотину (смеётся). Это разные люди, разные художники, но есть и то, что их объединяет. В 2004 году Ю. Копылов был награжден Международной премией им. К. С.
Станиславского в номинации «Строитель театра». Он построил именно театр-дом, собрал сильную труппу, был философом и мыслителем. Есть разница между понятиями «режиссёр» и
«художественный руководитель». Но есть ещё понятие «театральный деятель», которое гораздо шире и объемнее. И Копылов, и Розовский относятся к этой плеяде.
У Марка Розовского первый коллектив, который он возглавил, назывался «Наш дом». И нынешний его театр - тоже дом, конечно, с другой атмосферой и энергетикой. Можно бесконечно говорить об энергии Розовского, но самое главное его качество – умение генерировать идеи. Однажды он предложил сделать спектакль по «Экклезиасту», это наиболее известная и цитируемая часть Библии. Все знают фразы: «Суета сует», «Не торопись языком своим, потому что сердце твоё знает больше»... Однако режиссер ставил вопрос: если все знают и все цитируют, то почему не живут так, как там написано?
Для меня непросто прошла смена общественно-экономической формации: переход от СССР к России. В этом моноспектакле мы как раз и создали героя, который потерял основу, фундамент жизни. То есть, он опирался на определенный моральный кодекс, и вдруг это здание рухнуло. Пытаясь выбраться из руин, собирая свою душу, герой этой Книги, Царь Соломон, размышляет о простых истинах: «Конец дела лучше его начала», «Не будь
поспешен на гнев». В спектакле я произношу великий текст, ему 10 тысяч лет, он прошел испытание временем, это мудрость, выношенная веками. Человек должен снова осознать простые истины и направить жизнь по правильным рельсам.