— С чего Вы обычно начинаете составлять коллаж? Что для Вас главное, а что идёт в последнюю очередь?
Зачастую коллажная «пляска» начинается с одного-двух элементов, возле которых выстраивается будущая работа. Ну, например, старинный телефон вместо головы в работе «Телефонда» или фигурка полуженщины-полумужчины с банным веником в «Блаженстве». Работа «Три грации» мигом оформилась, когда к давно присмотренной скульптурной барышне из древнего немецкого журнала нашлась-добавилась родченковская модель Лиля Брик. Фон подбирается в последнюю очередь, если в нем есть необходимость. А может оказаться, что в коллаже требуется какая-нибудь фишка, которая его композиционно завершит.
«Телефонда», 1979
«Три грации», 2003
«Блаженство», 1975
— Как не утонуть в обилии визуального материала при составлении коллажа? Как Вы это фильтруете?
Первоначально пробегаю по тематическим папкам на предмет предварительного отбора небольшого количества иллюстрированных фрагментов, могущих пригодиться для конкретной работы. Так бывает, когда замысел не чёток. Толчком к выстраиванию коллажа может послужить и какой-нибудь элемент из отобранного материала.
— Что Вас вдохновляет и подталкивает к творчеству? Менялись ли вдохновляющие Вас мотивы с течением времени?
Всё, что угодно. Это может быть посещение выставки какого-нибудь художника. Какое-нибудь забавное обстоятельство, природно-человеческая подвижность, прочитанная книга автора с образным парадоксальным мышлением, музыка — да просто хорошее настроение. С течением времени вдохновляли даже технические приёмы: рваньё бумаги руками или под линейку, использование лекал для создания «лоскутных одеял» из бумаги, сотворение пространств из однородных элементов с разной «начинкой». Да много чего. Мне нравится в коллаже использовать разные приемы, хотя на выставках ценятся проекты, концепты.
«Портрет Б. ПАстернака», 2018
— Можно ли, по-Вашему, считать коллаж близким к современному искусству? К перформансу, например? Место ли коллажу в музеях современного искусства?
Коллаж вполне и всегда современен. Он зрелищен. На мой взгляд, коллаж ближе к инсталляции (грандиозная работа канадца Джеффри Фармера «Листья травы»), чем к перформансу. Перформанс – это в первую очередь действо. В наших музеях коллаж и по сей день относительная редкость. А коллаж в чистом виде тем более. Может его и не должно быть много. На мои выставочные «поползновения» часто говорят: «Работы интересные, но не наш формат», или предлагают совершить какую-либо акцию для привлечения к себе внимания (!).
— Как изменился материал для Ваших работ за последние 30 лет? Современные журналы и стилем, и бумагой сильно отличаются от советских.
Конечно же, современный иллюстрированный материал определённо похорошел. Но труднее стало искать изюминки, какие-нибудь несовременные предметы, интересные и лишенные гламура фотографии. Правда, открылось «второе дыхание» в добывании недостающих элементов коллажей – интернет. Там, конечно, много мусора, но находка тем удачнее, чем грамотней составлен запрос на поиск. Будучи распечатанными на цветном принтере, картинки фрагментарно (следует помнить об авторских правах) используются в коллаже. Найденных таким образом картинок в законченной работе может быть от силы 3-4. Кстати, этим обстоятельством в значительной степени нивелируется зависимость бумажного коллажа от материала. А из старых советских журналов для последующего использования хороши и ценны фото в графике и графические элементы, гравюры.
«Взгляд», 2009
— На кого Вы ориентируетесь в профессии? Часто ли обращаетесь к классикам, к родоначальникам жанра? Есть ли современные мастера, у которых Вы учитесь?
В коллаже я ценю иронию, парадоксальность, игру, элегантность, живописность. Поскольку я сам «бумажных дел мастер» — меня и тянет к таковым. Я вырос на коллажах чудесного Вагрича Бахчаняна. Мне нравится, какие портреты вытворяет Максим Ксута из мельчайших картинок с произведениями искусства, коллажи с драгоценностями Сергея Параджанова, работы Ирины Баст. Западников-коллажистов много больше. Выделю хотя бы троих. В молодости заглядывался на коллажи чешского поэта и художника Адольфа Хоффмейстера. Из современных — не равнодушен к Дереку Горесу, Майклу Мэйпсу. В коллаже достаточно легко быть ни на кого не похожим, но можно бесследно и легко пропасть в бумажной топи…
«Автопортрет», 1982
— Используете ли Вы другие художественные средства? Краски, тушь, мягкие материалы и т. д.?
Не очень активно в молодости. У меня пока всего одна работа сделана с использованием папье-маше в качестве рельефа (ГОЛОС). Пару раз я затемнял часть пространства в коллаже аэрографом, и то не своим. Недавно я воспользовался акрилом и кракелюрным лаком для создания фона в работе «Реплика К. Малевичу», черным точечным фломастером для создания графических ликов в серии «Любимые персонажи в коллаже». В некоторых работах я рельефно «накручивал» фон водоэмульсионной краской или заливал пространство тушью.
«Голос», 1974
«Реплика К.Малевичу», 2016
— Чем отличается коллаж от аппликации и ассамбляжа?
Аппликация выполняется из однотонных цветных фрагментов бумаги. У Анри Матисса есть такие работы. Ассамбляж — техника, родственная коллажу, но использующая объемные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина. Мастера этой техники Джейн Перкинс, Зак Фримен.
«Миграция бумаги», 2017
— Какой стиль в живописи Вам ближе? Нам показалось, что Ваши работы часто напоминают творения сюрреалистов и футуристов.
Меня, так и не научившегося рисовать, тянуло и тянет «рисовать» бумажками. Да, мне ближе всего сюрреализм, футуризм.
— Как обучить созданию коллажа? Легко ли ребята перенимают Ваше умение? Удивляют ли они Вас?
Несмотря на педагогическое образование, коллажу я никого не обучал. Собственные чада по моей просьбе сделали в детстве по одному коллажу и всё. Сам же могу восторженно говорить на всяких творческих вечерах о том, что и как я делаю с бумажным материалом.
— Современный мир весьма похож на коллаж: очень много разрозненной информации сыплется на нас ежедневно. Как Вы считаете, интересен ли (или будет ли интересен) коллаж молодёжи в качестве средства творческого сброса этого информационного потока?
В прошлом году мои работы разместили на сайте недавно созданного московского клуба «Режь да клей», где и по возрасту, и по технике я сижу на жердочке «белой вороной». На тематических сборах тамошняя молодежь творит коллажики в присутствии собратьев и сосестер. Видимо так интересней, заразительней. И потом этим делом можно заниматься, не учась в «Строгановке». Когда-то один мэтр советского политического фотомонтажа, увидев мои работы в редакции журнала «Советский Союз», воскликнул: «Ни мысли, ни композиции!» Услышать это было не страшно. С такой резолюцией я продолжил резать и клеить, фактически обойдя стороной PHOTOSHOP. Месяц назад я выставился во французской художественной онлайн-галерее, правда, всего с десятью работами.
«Вокруг да около», 2009
— Как Вам кажется, почему Брак и Пикассо вдруг решили не рисовать, а приклеивать?
Для простоты и быстроты.
— Если бы Вам нужно было составить коллаж по современным темам, а именно про интернет, автомобиль в космосе, сверхскоростные поезда, сотовую связь, то какими бы они были?
Это почти заказ. Откликнусь только на тему «автомобиль в космосе» – вместо задней части модного авто подберу картинки с фрагментами труб самого разного назначения и длины, можно использовать даже и картинку с горящей сигаретой. Остается добавить бумажного огонька из сопел. Примерно на эту тему коллаж «Космический процент или деньги на ветер».
«Космический процент или деньги на ветер», 2008
— Как бы Вы в коллаже изобразили СССР? 90-е? Перестройку? Современную власть?
А у меня есть работы, которые отвечают на этот вопрос — «Многолетнее варенье в собственном соку», 1999 и «Что происходит с нашей культурой». Последняя была обложкой журнала «ОГОНЕК» 5/1991. А иллюстрация к статье «Поэт и чернь. Консенсус?» для журнала «СТОЛИЦА» в 1992 очень созвучна с мартовскими событиями в Москве 2017 года.