МАРТ 2019
Интервью с актрисой
Яниной Мелеховой
Беседу вела Мария Вицко
Вёрстка – Катерина Вендилло
Выпускница театрального факультета Белорусской государственной академии искусств, актриса Театра Экспромт, Театра Луны и других, член Гильдии киноактёров России и СТД РФ, обладательница приза за лучшую женскую роль в х/ф «Территория сопротивления» (2008), приза за лучшую женскую роль в х/ф «Территория сопротивления» (2006), дважды Лауреат Международного фестиваля «Театральные ассамблеи», обладатель медали «Почетный гражданин России».

Поговорили о старой школе, недостатках современного российского кинематографа, мотивах двигаться вперед и о многом другом.

— Янина, Вы как-то говорили, что не считаете себя полноценной киноактрисой. С чем это связано? С нелюбовью к камерам или наоборот с любовью к сцене театра?
... в наше время кино и сцена взаимосвязаны. Без узнаваемости сложно и в театре, в театральные проекты берут тех, кто реализован на экране.
Работая только в кино, я бы не смогла себя чувствовать полноценной актрисой. Может быть, это связано с тем, что у меня не так много проектов. Возможно, они все не той глубины и объёма, которых хотелось бы для творческой реализации, для реализации своей энергии, которой у меня много.

Бесспорно, сцена – то место, где ты не только отдаёшь много энергии, но и получаешь её взамен в эту же секунду. Поэтому ощущение от работы в кино и на сцене — совершенно разные. Для меня невозможно существование только в кино. Я бы даже сказала, что, наверное, работа только на сцене для меня более приемлема. Но в наше время кино и сцена взаимосвязаны. Без узнаваемости сложно и в театре, в театральные проекты берут тех, кто реализован на экране.
— Ваши родители тесно связаны с искусством. Мама — балетмейстер, папа — режиссер. Они повлияли на Ваш выбор или любовь к сцене, так сказать, уже на генном
уровне?
... я поняла, что точно надо в актрисы, раз зовут.
Думаю, да. Я росла за кулисами театра, с детства «варилась» в этом. Хотя долгое время не знала, кем буду. Окончательно определилась, когда мы поехали на фестиваль, где членом жюри был декан театрального факультета Михаил Пташук, он заметил меня и предложил пойти на свой курс. Я ещё училась в школе, и он расстроился, что не сможет меня к себе заполучить. А я поняла, что значит точно надо в актрисы, раз зовут.
— Расскажите, почему Вы решили продолжить свою карьеру актрисы в России? На родине у Вас очень хорошо складывалась карьера: главная роль в новелле «Война» в рамках фильма «Территория сопротивления», а после — награды за лучшую женскую роль.
Мысль уехать в Москву зародилась у меня достаточно давно, ещё до поступления в Белорусский институт. Но не было возможности. Это сейчас всё проще, благодаря интернету информация гораздо доступнее, нежели в 2002 году. Белорусская театральная академия была мне знакома, и меня там знали, потому что первая кино работа была в курсовом проекте Евгения Сетько, студента того самого Михаила Пташука. И после школы я поступила туда,
понимая, что после учёбы уеду в Москву.

Чем это объяснить? Видимо, опять-таки, характером, напористостью какой-то. Желанием двигаться вперёд. Из маленького города Борисов я приехала в Минск. Из Минска в Москву. Занесёт ли меня дальше куда-то, не знаю. Но пока покидать Россию не планирую, мне здесь хорошо, мне здесь нравится, и кажется, это моё место.
Помню, купила билет в Москву даже не зная, где ночевать. Приехала на Белорусский вокзал, зашла в телефонную будку, где лежал справочник, — интернетом я тогда пользоваться не умела, — открыла страницу с театрами, звонила и говорила: «Я такая-то актриса. Приехала и хотела бы у вас работать». Естественно, во многих местах мне отказали, мол, прослушивания нет. Но где-то мне удалось связаться и встретиться с заведующими труппой. И таким образом я попала в театр на Покровке.
— В двух фильмах подряд Вам приходилось сниматься в довольно откровенных сценах. Как Вам удалось побороть стеснение? На съемочной площадке все-таки обычно много людей, и все смотрят на Вас.
Когда звучит команда "камера, мотор", все стеснения как рукой снимает. Что-то щелкает внутри, и ты уже ни о чем не думаешь. Ну а когда вокруг осветители, операторы, ассистенты, то тут уже не до романтики. Делаешь технически свою работу.
— Как Вы думаете, в чем главный недостаток современной кино индустрии? А в чем достоинства?
Порой в гонке за кассой, без которой никакой бизнес, в том числе и кино, существовать не может, наши продюсеры хватаются за любые фильмы, лишь бы собрать деньги. Прикладывая большие усилия на иностранные проекты и не занимаясь нашими. Тем самым кино теряет своё лицо.
По поводу достоинств всегда можем сказать, что нам есть, куда развиваться. И у нас всё впереди. Ответ оптимиста, называется (смеется). Ведь на самом деле много хороших фильмов, которые не доходят до зрителя. Многие, как говорили в советское время, «лежат на полке».

Например, фильм Юрия Быкова «Завод», достаточно нашумевший в кино-кругах. Но больших кассовых сборов нет. Недавно Юрий написал на Фейсбуке крик души, в котором ощущается потерянность даже такого режиссёра. Уже не говорю о молодых авторах, которые в лучшем случае могут попасть только на
фестиваль. Но об этом, опять же, знает только узкий профессиональный круг.

Эти фильмы показывают только на закрытых показах. Соответственно, раз про эти картины не слышат, их мало кто скачает в интернете и посмотрит. Пусть даже пиратскую версию. Ведь творцу важно, чтобы его продукт увидели. Он же делает не для себя, а для людей. А финансовая сторона – это уже продюсерское.
Лучшая реклама сейчас всё равно на ТВ, когда о фильме говорят на Первом канале, он делает кассу. Сама не так давно в этом убедилась. Было бы здорово, если появилась программа, в которой можно было узнать о действительно интересных российских фильмах.
— Есть ли у Вас кумиры в профессии? С кем из великих людей Вы бы хотели побеседовать за обедом?

Это Марина Мстиславовна Неёлова. Я надеюсь, что мне ещё удастся с ней побеседовать. А может быть даже поработать вместе. К сожалению, это уже невозможно, но мне бы очень хотелось пообщаться с Богданом Ступкой.

Я преклоняюсь перед старшим поколением. Даже посидеть за одним столом, не пообщаться, а просто, развесив уши, внимать каждому слову. И слава богу, у меня есть эта возможность благодаря тому, что я вхожа в «Клуб Эммануила Виторгана», с которым мы снимались вместе в фильме Бориса Грачевского «Между нот, или Тантрическая симфония». Мы с тех пор дружим. Там мне посчастливилось уже и познакомиться, и просто побыть рядом с глыбами искусства.

— Как Вы отдыхаете? Часто ли случаются моменты, когда нескольких часов отдыха явно недостаточно?
Раньше постоянно бежала куда-то, а сейчас поняла, что нужно отдыхать. Взрослею. Недавно одна на выходные улетела в Израиль. Жила по принципу шоу «Орел и решка». Потратила за 4 дня 200 долларов. Это был интересный опыт.
— Представляете ли Вы себя в другой профессии?
Думаю, могла бы много где реализоваться. Я шью, у меня свой бренд одежды MELLdress, развивать который из-за актерской занятости не успеваю. И если бы не было у меня профессии актрисы, думаю, дело пошло быстрее. Работала как хореограф, могу и тут реализоваться. В школе были хорошие успехи по точным наукам. О, кто знает, как сложилась бы судьба.
— Расскажите о своих любимых ролях. Какой персонаж был Вам ближе всего?
Мне действительно очень тяжело выделить любимые. Как только начинаю говорить про одну роль, понимаю, что и это моя любимая, и это. Надеюсь, что самые-самые я ещё не получила, что я её сыграю, проживу, выстрадаю.

Мне очень близка цитата Мэрилин Монро: «Мне всегда казалось, что меня не существует. Единственный способ мне быть – это быть кем-то другим. Поэтому я и стала актрисой». Эти слова хочу сейчас применить к ответу, какие персонажи наиболее похожи на меня.

У меня действительно настолько подвижные психика, характер, поведение, и физика, что я порой сама себя не узнаю. Может быть, оно как раз оттого, что у меня много работы, особенно театральной. В любом случае, хочешь не хочешь, на подсознании что-то приклеивается к тебе из роли. Может быть, поэтому я и в жизни бываю разной. И очень часто люди, знакомясь со мной в одних обстоятельствах, увидев в других, не узнают.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: