СЕНТЯБРЬ 2024
Интервью с примой балериной Алисой Вороновой
Беседу вела Катерина Вендилло
всё в жизни подчинено профессии: расписание, увлечения, даже цвет маникюра.

Алиса, как в вашей жизни появился балет? Маленькая Алиса мечтала танцевать?
Мама говорила, что таких маленьких ещё никуда не возьмут учиться, и я настойчиво раз в несколько месяцев её спрашивала, выросла ли я уже, можно ли уже отвести меня учиться танцевать?
Балет в моей жизни появился с тех пор, как мама привела меня на спектакль «Белоснежка и 7 гномов», мне было примерно 3 года.

После этого спектакля я начала просить маму отвести меня «на танцы». Естественно, меня впечатлили красивые костюмы и украшения, красивые движения, музыка, это всё прочно засело у меня в голове.

Когда в 5 лет меня все-таки отвели в ансамбль на детские занятия, я, помимо своей группы, оставалась еще на 3-4 занятия. Спасибо педагогам, которые позволяли и относились к этому с умилением.

Спустя несколько часов мама уже просила педагога сказать, что больше нельзя, чтобы хоть как-то забрать меня домой.

Вероятно, мне нравился этот процесс, он увлекал настолько, что любые задания педагогов по растяжке или разучиванию движений я была готова выполнять дома ежедневно, пока не будет достигнут нужный результат.
Что было для вас самым сложным во время учебы? Какие педагоги передали вам те самые знания и уроки, которые вы помните до сих пор?
...изо дня в день медленно повторяешь одни и те же движения, стоя лицом к стене...
Самое сложное во время учебы — сама учеба.
Естественно, речь уже об обучении в хореографическом училище. Это достаточно однообразный рутинный процесс: изо дня в день медленно повторяешь одни и те же движения, стоя лицом к стене, и не так уж много танцуешь.

Выходы на сцену были примерно раз в полгода, и не всем ученикам удавалось участвовать в каждом концерте. Были просмотры школьной практики, и номера на ближайший концерт утверждала комиссия из директора и педагогов училища.

Что касается педагогов, я считаю, что мне всегда безумно везло на профессионалов, влюбленных в свою профессию и верящих в меня.
Если вернуться к детскому возрасту, то в 5 лет я первый раз в жизни увидела спектакль «Лебединое озеро», главную партию Одетты-Одилии в нем исполняла балерина Раиса Алексеевна Хилько, которая, абсолютно случайно, спустя 7 лет стала моим главным педагогом в жизни.

Она воспитывала меня как артистку, прививала культуру, знание стиля каждого спектакля, отношение к профессии, можно сказать, что лепила меня, дотошно проучивая каждое движение, каждый нюанс. Мы работали с ней отдельно от обучения в училище, и с тех пор у меня практически не было выходных и свободного времени: я ездила на занятия в воскресенье, перед обучением в училище (примерно к 8 утра), вечером (около 8-9 вечера).

Но Раиса Алексеевна дала мне именно ту бесценную базу, на основе которой можно было танцевать, и до сих пор ежедневно я помню и использую все ее замечания и обязательно благодарю каждый раз, когда мы общаемся.

В театре после училища мне опять очень повезло — я работала с педагогом, которая была первым выпуском знаменитой Людмилы Павловны Сахаровой из Перми, Татьяной Марксовной Качаловой.

А потом в Москве я познакомилась с Алевтиной Александровной Лисиной, с которой работаю сейчас над всеми своими партиями.
Мне кажется, я могу рассказывать часами о своем педагоге и о нашем репетиционном процессе. Это человек, обладающий потрясающим художественным вкусом, чувством стиля и музыки, богатейшими знаниями и умением найти индивидуальный подход к ученикам, раскрыть самое яркое и лучшее, что в них есть.
Что для вас балет? Зачем он нужен современному человеку, современному миру?
С одной стороны, безусловно, балет — это моя жизнь, потому что уже много лет всё в жизни подчинено профессии: мое расписание, мои увлечения, даже цвет маникюра.

С другой стороны, это не значит, что я зациклена только на своей профессии.
Я вообще не считаю себя фанатом, хотя часто слышу от окружающих, что они так считают.

Я просто стараюсь относиться к тому делу, которое люблю, максимально ответственно и профессионально, а это требует немалых затрат времени и сил.
Но, выходя с работы, я все же стараюсь переключаться и заниматься другими делами, общаться с другим кругом людей.

Балет современному человеку нужен для переключения мыслей и забот обыденной жизни, для того, чтобы на несколько часов попасть в другой мир — в мир красоты, культуры, сказки.

Я считаю, что когда смотришь на красивое, слушаешь классическую музыку — это обязательно обогащает и культурно развивает. Более того, есть уникальность в том, что это все живое искусство, и зритель присутствует при моментах, которые больше никогда не повторятся, сколько бы спектакль ни шел. Не бывает двух абсолютно одинаковых спектаклей, двух одинаково исполненных движений.
Есть такое понятие как «сценическая магия»: зрителям выпадает возможность быть причастными к ней. Мне кажется, что каждый человек, пришедший на балетный спектакль, уходит с него с другими мыслями, другим состоянием и многие даже говорят, что с другой осанкой.
Расскажите, как поддерживать себя в форме? Придерживаетесь ли диет? Занимаетесь ли дополнительно фитнесом?
С нашим графиком говорить о каком-то режиме питания невозможно, поэтому если за день я поела 2 раза — это уже отлично.
Для того, чтобы держать себя в форме, необходимо сочетание очень многих факторов: это и правильное сбалансированное питание (не диеты), и обязательный ежедневный класс, и репетиции, и дополнительная нагрузка, способствующая развитию и укреплению тела.

У меня за многие годы уже сложился достаточно питательный рацион, в котором обязательно присутствуют мясо, рыба, морепродукты, овощи, яйца, кисломолочные продукты. Каждый прием пищи стараюсь обязательно делать питательным и полезным.

И да, я очень люблю выпечку и кондитерские изделия, просто не ем их в неограниченных количествах и много работаю, что позволяет не задумываться о том, могу ли я позволить себе кусочек торта или нет. Самый главный принцип - всё в меру.

Я очень люблю дополнительные активности: пешие прогулки, плаванье и уже около 3 лет занимаюсь пилатесом. Пилатес — это потрясающая система упражнений, направленная на работу и укрепление мышц всего тела, на выравнивание мышечного напряжения, обязательно любое движение связано с дыханием и вытяжением. Такие принципы очень помогают в работе, на спектаклях, сохраняют здоровье и работоспособность нашего тела. Мне нравится, что пилатес учит чувствовать каждую часть тела изнутри, благодаря медленной и глубокой проработке. Это безусловно моя личная рекомендация для артистов балета, спортсменов и обычных людей.
Диеты — это вообще больная тема, их нужно не распространять, а отговаривать от них, особенно в периоды обучения! Есть случаи, когда дети 3 дня пьют только воду, потом еще 3 дня только кефир или едят только гречку, и потом имеют очень много проблем и с формой, и со здоровьем.
Мы знаем, что впервые на спектакль Наталии Касаткиной и Владимира Василева вы попали в 14 лет во время гастролей театра в Киеве и даже взяли автограф у Наталии Дмитриевны и солистов. Через 15 лет вы пришли работать в театр. Какое у вас сложилось впечатление о том первом спектакле? А о Наталии Касаткиной?
И правда, иногда в моей жизни происходят очень интересные стечения обстоятельств.

Когда я училась, Театр классического балета приезжал на гастроли каждый год несколько лет подряд. Мне удалось посмотреть «Лебединое озеро», «Сотворение мира» и другие спектакли театра. У меня остались даже заметки о спектаклях, где я записала имена солистов, которые мне понравились, а также их автографы и автограф Наталии Дмитриевны Касаткиной.

Конечно, я и представить не могла, что спустя годы я буду работать с этими людьми, они будут передавать мне репертуар и у меня появится возможность станцевать одну из главных партий в таком шедевре как «Сотворение мира».

Так трогательно было, уже работая в театре, найти эти записи и автографы и понять, что вот теперь мы коллеги с этими прекрасными артистами, которых я и правда помнила с момента посещения спектаклей.

Если говорить о Наталии Дмитриевне, то она всегда оставляет незабываемое впечатление — это красота, грация, культура, эстетика, женственность, творчество и всё это потрясающе в ней сочетается, забыть невозможно.

Кстати, наша концертмейстер и помощник режиссера Ольга Аркадьевна любит рассказывать, что помнит меня, маленькую девочку, которая после спектаклей подходила к артистам, благодарила и просила автографы. Ольга говорит, что когда я пришла в театр, она даже меня узнала. Наверное, все таки, случайности неслучайны.
Вы танцуете ведущие партии в театре Касаткиной и Василева уже несколько лет. Что для вас этот театр? Чем он важен для зрителя? Есть ли у вас любимые спектакли?
Уже почти 8 лет я танцую в театре ведущие и сольные партии. Для меня это огромная честь и творческая удача.

Театр классического балета привлек меня большим разнообразным репертуаром, где классические и авторские спектакли прекрасно дополняют друг друга.

В этом театре идут уникальные спектакли, которые зритель больше нигде не увидит, даже спектакли классического репертуара у нас отличаются бережными дополнениями и нюансами балетмейстеров, что придает им неповторимость и непохожесть на спектакли других театров.

Основой авторских спектаклей Натальи Касаткиной и Владимира Василева является широта танца, красивые объемные движения рук, необычная пластика тела и эффектные поддержки, эмоциональная наполненность. Осваивая партии в таких спектаклях, я стала совсем по-другому танцевать классику и в плане техники, и в плане выразительности.

Если говорить о любимых спектаклях, то конечно же это «Сотворение мира», я просто влюблена в свою партию Чертовки в этом балете и получаю удовольствие от каждой минуты на сцене и во время репетиций.
я никогда и представить не могла, что в моем репертуаре будет подобная партия, так как первые почти 10 лет своей работы в театрах я исполняла исключительно милых принцесс, куколок и других сказочных персонажей.
Говорят, педагоги театра и сама Наталия Дмитриевна отлично умеют раскрывать артиста, предлагать ему новые амплуа. С вами тоже так произошло?
Я бесконечно благодарна Наталии Дмитриевне, руководству театра и педагогам за то, что они увидели меня другой, за то, что позволили выйти за рамки тех образов и амплуа, которые представлялись мне возможными. Это было неожиданно, в первую очередь, для меня самой.

Наталия Дмитриевна, как я слышала, дала задание педагогам вытащить то, что у меня где-то глубоко, и то, о чем, возможно, я и сама не подозреваю. В моем репертуаре появились партии Аврелии и Эвтибиды в «Спартаке», Чертовки в «Сотворении мира», Девушки в «Чудесном мандарине» и многие другие, о которых я не могла и мечтать.

Каждый новый спектакль и новая партия — это своеобразный вызов для меня, это снова нужно откапывать что-то в себе, погружаться в новую пластику, и это очень интересно, ведь это и есть творчество.

И, что самое важное, здесь я получила возможность танцевать кардинально разные по характеру партии — от Мари, Жизели и Джульетты до Чертовки, Китри и Одетты-Одилии.
Поделитесь веселыми историями со спектаклей, ведь курьезы на сцене и за кулисами случаются очень часто.
...и костюм расстегивался. и реквизит улетал, куда не надо, и партнер, бывало, забывал выйти на сцену на дуэт...
Веселых историй у нас происходит очень много и они случаются постоянно, но почему-то, когда нужно рассказать какую-то конкретную, ничего не приходит в голову. Наверное, потому что вся наша профессия — это сочетание серьезной сложной работы и нестандартных, порой веселых, ситуаций, из которых нужно очень быстро и незаметно найти выход.

Я, например, люблю иногда забыть или немного перепутать порядок движений на сцене, чем удивляю своих партнеров: они вынуждены всегда быть в состоянии «ожидания сюрприза» с моей стороны.

Вспоминать это потом очень весело, я даже храню видео с такими моментами.
С одной стороны, тебе кажется, что уже было всё — и костюм расстегивался. и реквизит улетал, куда не надо, и партнер, бывало, забывал выйти на сцену на дуэт, и вместо дуэта приходилось срочно прямо на сцене сочинять себе вариацию, но все равно иногда продолжают происходить непредсказуемые, порой невообразимые случаи, которых еще не было.

Причем, сколько бы раз ты ни проверял всё перед спектаклем, всегда нужно быть готовым к тому, что произойдет то, что захочешь повторить специально, и никогда не получится. В этом и есть суть того, что наше искусство живое, сиюминутное, и каждый момент спектакля неповторим.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: