май 2021
Интервью с создателями музыкального коллектива Aurus Любовью Золотовой и Еленой Петрушиной
Вопросы и вёрстка - Катерина Вендилло
Фото - Евгения Яльцева
29.05.2021 в рамках «СЛАВного концерта» на Фестивале славянских культур в «Иностранке» состоится выступление дуэта Aurus.

Любовь и Елена, как алхимики, ищут музыку разных времен и народов и превращают ее в золото, звучащее здесь и сейчас. Мы поговорили с Aurus о том, насколько популярна старинная музыка сегодня и что стало секретом долговечности их дуэта.
— Люба, расскажи, как создавался и как давно существует дуэт?
С Еленой мы работаем вместе уже довольно давно, но как дуэт существуем чуть больше года. Нам повезло, что мы нашли друг друга: нам обеим нравится ранняя и этническая музыка, при этом Елена – мультиинструменталист и аранжировщик, а я вокалистка и идейный вдохновитель, мне кажется, у нас сложился очень удачный тандем.

Я очень люблю создавать что-то новое, на стыке разных сфер. Вообще, наверное, наш проект начался вот с этой моей идеи: сделать концерт-лекцию "История английского языка в песнях и поэзии". Ведь, помимо занятий музыкой, я еще и преподаватель-билингв, преподаю английский и всегда интересовалась его историей. И вот мне показалось, что было бы интересно проиллюстрировать различные вехи развития языка песнями, от 12го до 20 века. А некоторые из них такие необычные и так свежо и необычно звучат сегодня!
Мы сделали эту программу в 2017 году, и с тех пор выступали с ней несколько раз, в том числе на языковых фестивалях и в университетах. А затем идеи посыпались как из рога изобилия: мы начали придумывать одну программу за другой.
— Расскажи о творческом пути: что вы уже сделали к сегодняшнему времени?
За относительно недолгое время существования проекта мы сделали, как мне кажется, довольно-таки немало. Мы создали семь авторских программ. Мы провели десятки концертов на очень интересных исторических площадках, включая церковь Святого Андрея, Старый Английский Двор, резиденцию британского посла, музей-квартиру Гольденвейзера, МГЛУ им. Мориса Тореза на Остоженке. Мы записали несколько музыкальных альбомов. Совместно с американским партнером мы сделали четыре проекта - музыкальное и звуковое сопровождение настольных ролевых игр (tabletop games). Вот, например, один из них – A Mid Winter's Eve Festival. Там звучат рождественские песни и кэролы разных времен и культур – средневековая английская кэрол-колыбельная 14го века, гимн на латыни 16го века (очень динамичный, кстати!), украинская щедривка, и даже самая старая канадская песня, адаптированная для американских индейцев французским миссионером в середине 17го века! Это был очень интересный и необычный опыт! На будущее много планов, надеюсь, хватит времени и сил все это реализовать!
— Почему выбор стиля музыки пал на средневековую музыку? Как люди воспринимают такой жанр, насколько он востребован?
Я уточню, что средневековая музыка – лишь часть нашего репертуара. Мы также исполняем произведения эпохи Ренессанса и много народной музыки. Но я согласна, средневековая музыка – наша любовь. Наверное, потому что она невероятно интересная, необычная и незаслуженно мало звучит, сегодня ее редко когда услышишь, разве что в исторических фильмах и фестивалях-реконструкциях эпохи. Конечно, когда мы исполняем песни 12-15 вв, мы не претендуем на аутентичность их звучания. Но они вдохновляют нас на новые находки, прочтения, это такой увлекательный процесс!

Как ее воспринимают люди? Хороший вопрос. С одной стороны, можно было бы сказать, что это музыка не для широкого зрителя. Но я не согласна! В ней столько красоты, энергии! И вот вписывая ее в определенный контекст через лекции и создавая собственные аранжировки (в которых мы используем как аутеничные инструменты, так и более современные, например, классическую гитару) , я думаю, мы делаем ее ближе и понятней.
— Люба, расскажи о Елене, какая она? К Елене аналогичсный вопрос, рассказать про Любовь.
Любовь: Елена – удивительная. Я не знаю человека, более преданного музыке, чем она. Музыка – это ее жизнь. Она удивительно тонко ее чувствует. Она очень талантливая – самородок. Это тот случай, когда знания, глубокое понимание приходят по наитию, благодаря внутреннему чутью и любви к музыке. Всякий раз ее новое прочтение произведения, его оригинальная аранжировка вызывают у меня удивление. Ведь помимо того, что Елена – мультиинструменталист, играющий на кельтской арфе, блок-флейтах, молоточковом дульсимере, гитаре, юкулеле, она еще и прекрасный аранжировщик и даже сама сочиняет музыку!

Елена: Когда я познакомилась с Любой, я сразу поняла, что она человек очень интересный и притягивающий к себе людей. Обаятельная, яркая, талантливая. И я зацепилась сразу за эту возможность и мне всегда было радостно и интересно с Любой общаться, я очень ценю эту дружбу. Я поняла, сколько всего положительного эта дружба привнесла и в нашу совместную деятельность и лично в мою жизнь, и я очень благодарна судьбе за то, что она свела нас вместе и что мы можем делать вместе что-то хорошее.

Еще добавлю о Любе, что нас очень объединяет английский язык, любовь к языку, к литературе, культуре британской в широком смысле, потому что именно с британской музыки наше совместное творчество началось, и уже потом появилась музыка других стран и культурных традиций. И когда я слушаю Любины лекции на наших концертах, я узнаю для себя много нового и это очень интересно!

Еще хочется добавить, что порой, может нечасто, ты встретишь среди современных людей человека, с которым у тебя практически полностью совпадает музыкальный вкус, то есть мы обе любим народную музыку, причем разную. Мы обе любим старинную музыку, и чем она стариннее, тем больше мы ее любим. И средневековую, и музыку Возрождения разных стран.
Нам доставляет огромное удовольствие музицировать вместе, искать такую музыку вместе. Каждая репетиция – это бальзам на душу!
— Какие у вас планы? Как вы видите развитие?
Планов немало! В проекте – новая программа (какая – пока секрет!), мы сейчас над ней активно работаем. Очень скоро собираемся запускать онлайн-проект для настольных ролевых игр с нашим партнером, там будут звучать песни о любви разных времен и традиций. В конце этого года будем готовы выпустить альбом – следите за новостями в сетях!

Конечно, пандемия и локдаун здорово притормозили нашу концертную деятельность. Возобновили мы их лишь в апреле этого года. В данный момент ведем переговоры с несколькими площадками. Нам часто говорят, что у нас необычные, свежие идеи, это приятно!
— Люба, расскажи о ближайшем концерте, который состоится 29 мая.
29 мая мы будем выступать с концертом в рамках Дней Славянской Культуры в Иностранке. Мы решили подобрать яркие, динамичные песни разных славянских традиций. Мы исполним очень интересную сербскую песню Ой, ружице, румена, колоритный русский кант 18го века, украинскую щедривку (конечно, сейчас уже почти лето, но уж больно она хороша!) и даже старинную песню некрасовских казаков-староверцев! Программа небольшая, но очень емкая, скучно точно не будет! Подробности можно узнать по ссылке.
— Легко ли сегодня развиваться независимому музыканту?
Скажем так, дело это очень непростое. Менеджмент, налаживание связей с партнерами, продвижение, работа с соцсетями – это все важнейшие составляющие проекта. Без них проекта не будет. Ведь музыка, продукт может быть прекрасным, очень достойным, но без рекламы, без работы по продвижению о них никто не узнает. А профессиональное продвижение стоит немалых средств! И здесь у каждого музыканта и коллектива свои ресурсы, свои возможности и навыки – у кого-то больше, у кого-то меньше. Но, в любом случае, эта работа требует очень много времени и да, оттягивает силы от творческого процесса. Но с другой стороны, каждая наша успешная реализованная программа на новой площадке – это новая энергия и вдохновение, обогащающая наш опыт и помогающая двигаться вперед.
— О чем ваша музыка? Есть ли месседж? Что вы хотели бы донести до слушателя?
Елена: Мне кажется, что смысл и цель выступления и смысл занятий музыкой вообще – наверное, это в меньшей степени концентрировать внимание на себе, какой ты классный умелый музыкант – хотя и это тоже хорошо: владеть виртуозной техникой, выполнять технические пассажи, которые не всем удаются – это здорово. Но в большей степени важно – передать твое отношение к тому, что ты исполняешь, особенно когда ты можешь вложить что-то свое, когда у тебя есть собственная интерпретация, когда ты хочешь тем, кто тебя слышит, передать, насколько ты любишь эту музыку, насколько она красивая – посмотрите, какая дивная мелодия, послушайте это!

И ты понимаешь, что это удалось тогда, когда к тебе после концерта подходят люди и говорят: спасибо вам, потому что мы перенеслись в другое время, мы попали в сказку, в другой мир, и вот в такие минуты ты понимаешь, что выполняешь свою миссию, что ты не зря живешь.

Любовь: Я бы еще добавила, что наша цель – сделать вот эту музыку прошлых эпох доступней, понятней, встроив ее в определенный контекст. Именно поэтому так важно сопровождать ее исполнение интересным рассказом, подготовить, так сказать, почву и эмоционально вовлечь зрителей. Да и сами зрители неоднократно говорили нам, что вот эта информация, контекст невероятно важны и помогают понять и прочувствовать эту музыку лучше.
— Почему вы поняли, что нужно обновление визуального стиля и новое название?
Наверное, просто пришло время двигаться дальше. Несколько лет мы выступали в другом составе. И в какой-то момент мы решили работать с Еленой вдвоем, дуэтом. Собственно, все наши записи мы делаем вдвоем: придумываем идею, выстраиваем вокруг нее музыку, аранжируем и исполняем ее, записываем. Когда мы выступаем оффлайн, мы часто приглашаем других музыкантов, особенно если хочется разнообразить аранжировку, обогатить исполнение. Но мы именно дуэт. И это потребовало обновления – названия, частично концепции, стиля.

И вот здесь нам очень помогло бюро Скруплз. С Ксенией Пшеничной я знакома давно, следила за успехами компании и видела их дизайн-проекты. Меня впечатляло, сколько в них вложено работы со смыслами, анализа. Я очень благодарна, что Ксения согласилась работать с нами, мне кажется, они вывели наш визуальный стиль на совершенно другой уровень! Причем, работа шла на нескольких уровнях, потому что стиль – это отражение сути. А суть, миссию нужно и для себя понять, прочувствовать, сформулировать и уже потом коммуницировать вовне. Ксения нам в этом очень помогла! Мне очень понравилась ее идея, что мы, как алхимики, ищем и тщательно выбираем музыку разных времен и народов и превращаем ее в золото современности. Это очень срезонировало, но это надо было сформулировать! На основе новых визуальных решений нам подготовили и новый сайт, который, кстати, очень высоко оценил один из ведущих рекламщиков Москвы и мой хороший знакомый, британец Майкл Гибсон. Так что это было прямо вот очень удачное решение – сотрудничать с бюро Скруплз.
— Какие музыкальные инструменты используете и есть ли любимые?
Елена: Наверное, здесь надо разделить нашу концертную деятельность и записи, которые мы делаем. То есть, когда мы выступаем, то как правило, поскольку необходимо какое-то сопровождение, чаще я играю на арфе или на гитаре – если музыка это позволяет. А вот в записях у нас, конечно, больше простора для творчества, большее разнообразие инструментов, потому что помимо арфы и той же гитары здесь есть и блок-флейты в полном диапазоне, от сопранино до баса, есть молоточковый дульсимер, есть небольшие гусли, есть окарины, варган, духовая гармоника, колесная лира, скрипка, мандолина, ударные разнообразные, и все это мы используем в зависимости от стиля, который мы хотим передать в зависимости от особенностей национальной музыки разных стран, в зависимости от настроения, которое мы хотим передать. Иногда я позволяю себе какое-то творчество в этом отношении, чаще мы обсуждаем состав инструментов для композиции вместе.

Есть ли любимые? Когда я слышу этот вопрос, мне сразу хочется сказать про арфу – это инструмент, на котором я мечтала играть, и когда мечта исполнилась, я была очень счастлива. С другой стороны, если подумать, я ни про какой инструмент не могу сказать, что он нелюбимый – я люблю все свои инструменты. Просто какими-то я владею более уверенно, какие-то я не так давно начала осваивать, но надеюсь, что хватит времени и сил освоить их в достаточной мере.
В будущем, если появится возможность, хотелось бы расширить список того, на чем я хочу играть. Каждый инструмент – это свой уникальный тембр, который добавляет новую краску в палитру.
— Вспомни какой-то случай на концерте, что-то особенное, что заставило тебя как-то иначе взглянуть на мир?
Любовь: На концертах, пожалуй, самое важное – душевно приподнять людей, донести что-то светлое. Иногда бывает так непросто, накапливается такая усталость, что кажется, нет сил двигаться дальше. Но светлые, радостные эмоции зрителей все окупают.

Поэтому просто приведу в пример слова одной из наших зрительниц, которая побывала у нас на премьерной программе в церкви Св. Андрея 12 апреля и которые я вспоминаю, когда работа идет тяжело: «Любовь, спасибо за воодушевление, свет и вдохновение! Сказочный подарок, перезагрузка и новые краски жизни. Была на вашем концерте с другом, любителем рока. Подарили ему иной взгляд на вокал, донесение смысла. В творчестве время пролетает молниеносно. Но эти часы остаются в душах вечно. Лучший день за последний годы. Светлый. Спасибо!».
— Должна ли музыка отражать современный контекст или ей не стоит касаться социальных вопросов?
Интересный вопрос! Ну, наверное, полностью абстрагироваться от современного контекста малореально. Но насколько музыка должна отражать социальную повестку дня? Мне кажется, в конечном счете, она должна нести светлые чувства, отдохновение. Мы перегружены социальной повесткой. Наша задача – показать красоту творчества разных народов и культур. Например, сейчас у России очень непростые отношения с Британией. Но мы продолжаем исполнять много британской музыки, английской, кельтской. Мы с удовольствием исполняем и славянскую музыку. Но мы не делаем никакой разницы, это нерелеватно.
— Расскажи о программах эдьютейнмента? Как усваивают материал с музыкой? Как устроена ваша лекция-концерт? Есть ли аналоги в мире?
Ну вот, например, у нас есть программа История британцев в России. Я рассказываю о том, как британцы – торговцы-предприниматели, участники экспедиции – впервые оказались в Московии и были представлены Ивану Грозному, как получили эксклюзивные права на торговлю с нашей страной, как обосновались в Палатах на Варварке (сегодня это музей «Старый английский двор») и как затем в течение нескольких веков в Россию приезжали английские архитекторы, дизайнеры, инженеры, предприниматели, сколько шотландцев служило в русской армии и сколько вообще-то британцы сделали хорошего для России. И каждую веху мы сопровождаем музыкой: от английского ренессанса середины 16го века до красивейших народных песен конца 19 - начала 20го вв. Не забываем мы исполнить и шотландские песни – ведь в Москве до революции было достаточно большое сообщество шотландцев, а церковь Св. Андрея была в большой степени построена на средства богатых шотландских семей. Кстати, на создание этой программы меня вдохновила Елена Ватсон и ее чудесные, познавательные экскурсии по башне церкви Св. Андрея – она большой энтузиаст и раскопала много интересных фактов об истории этой единственной англиканской церкви в Москве!

На мой взгляд, концерты-лекции – очень востребованный формат. Я сужу по отзывам наших зрителей. Например, та же наша пилотная программа История английского языка. После концерта-лекции на фестивале английского языка ко мне подошла зрительница (преподаватель английского) и сказала, что за полтора часа нашей программы узнала об истории английского языка больше, чем за весь курс в университете. Именно за счет вот такого формата. Вот это было действительно лестно. И похожие отзывы я слышу неоднократно. Поэтому это, видимо, действительно эффективный способ донесения информации, когда зритель эмоционально очень вовлечен. Сейчас у нас семь авторских программ, включая Английский язык Шекспира в песнях и поэзии, Историю британцев в России, Историю рождественских песен, Песни о любви всех времен и народов и проч. Насчет аналогов – честно, не знаю. Но я лично не видела ничего похожего.


Сайт: aurus.band
Инстаграм: aurus.band
Фейсбук: musicaurus


Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: