октябрь 2019
Интервью с музыкантом Анатолием Айсом
Беседу вела: Алина Садекова
Вёрстка: Катерина Вендилло
Анатолий Айс - музыкант, диджей, продюсер, радиоведущий, промоутер, автор обучающего курса по созданию музыки.

С 2013 Анатолий выпускает собственную музыку, в том числе на виниловых пластинках и даже кассетах, имеет свой лейбл. Осенью у Анатолия Айса вышел новый альбом.

Анатолий ведет авторские программы на радио: 13 лет шла еженедельная программа «Функции фанка» на радио Мегаполис ФМ и вот уже 3-й год идет программа «Ритмы» на радио Джаз. Также Анатолий Айс частый гость различных профильных ТВ и радио шоу.

Анатолий является лектором в ГРАУНДе, библиотеке Достоевского и Level One и ведет авторский курс в Институте звукового дизайна.
— Как начинался Ваш путь в творчестве? Вы с детства хотели связать свою жизнь с музыкой?
Мой путь к музыке начинался довольно плавно, но она всегда меня интересовала, наверное с самого рождения, хотя в моей семье музыкантов не было. По сей день не могу понять, как так получилось.

Серьёзно в музыку я погрузился где-то на втором курсе университета. Когда я учился в техническом, далеком от музыки НИУ "МЭИ", она стала настоящей отдушиной для меня. А на самое первое серьёзное погружение в музыку меня подтолкнул альбом Public Enemy "Yo! Bum Rush The Show ".

Мне было тогда лет 13. Что реперы имеют в виду в названии альбома, я понял, а вот названия треков и лирику – нет. Я захотел разобраться. Последний трек на альбоме назывался "Terminator X Speaks With His Hands". Для меня это стало просто каким-то ребусом: что значит "разговаривает с помощью рук"? Не помню, как точно, но в конце концов я выяснил, что Terminator X – это диджей, а при помощи рук он манипулирует двумя виниловыми проигрывателями и диджейским микшером. Для меня это стало откровением. Мне безумно захотелось попробовать также. Я захотел научиться манипулировать музыкой.
Я вслушивался в музыку, пытался понять, как она устроена, почему она звучит одновременно монотонно и разнообразно, почему барабаны звучат так, а не иначе. В общем, вопросов возникало масса, а ответы на них добывались довольно трудно. Свою первую пластинку я приобрел в конце 90-х, а впервые за диджейский пульт встал в начале 2000-х.
К сожалению, возможности приобрести виниловый проигрыватель, а тем более два, у меня на тот момент не было. Первый виниловый проигрыватель у меня, к слову, появился только лет 10 спустя. Но у меня была возможность покупать и слушать микстейпы – аудио кассеты с диджей миксами.

Тогда же, в конце 90-х, я начал экспериментировать с созданием музыки. Хип-хоп меня многому научил, например, тому, что музыка может создаваться не только при помощи музыкальных инструментов, но благодаря манипулированию фрагментами других музыкальных записей. Выражаясь более профессиональным языком – при помощи сэмплирования. Этим я и занимался долгое время, и в общем-то продолжаю заниматься и по сей день.
— Осенью у Вас вышел новый альбом. Расскажите, какие композиции в него входят? Кому будет интересно послушать его?
Альбом называется "Огонь Внутри", это моя совместная работа с певицей Искрой, с которой меня познакомил наш общий друг – скрипач Феликс Лахути, он также поучаствовал в создании альбома. Меня удивили и поразили ее тексты и непринуждённая подача в пении. У меня сразу родилось несколько аранжировок, она подобрала под них тексты, и мы довольно быстро записали 7 песен. К ним я добавил еще 4 инструментальных трека, и получился альбом, который, естественно, рассказывает о любви.

Интересен альбом будет, в первую очередь, тем, для кого музыка так же важна, как и для нас. Кто понимает, что музыка – это настоящий огонь, который нужно поддерживать, оберегать и любить, тогда он будет давать взамен радость, тепло и счастье, а не обжигать и ранить.
— Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Чем вы занимаетесь, помимо музыки?
Музыкой я занимаюсь довольно обширно. Помимо того, что я ее пишу и играю, выступая как диджей и музыкант, я также преподаю, читаю лекции об истории музыки, организовываю вечеринки и концерты, а также работаю на радио: веду программу "Ритмы" на Радио Джаз. Собственно, вся моя деятельность - она около- и вокруг-музыкальная.
— Вы выпускаете собственную музыку. Что служит вдохновением, где Вы обычно работаете?
Бывает, хочется в музыке запечатлеть окружающие звуки. Звуки города или природы, смех, плач или даже тишину. Тогда я просто записываю эти звуки на диктофон, приношу их в студию и начинаю их превращать в новые музыкальные инструменты. Сам процесс очень вдохновляет и иногда приводит к потрясающим результатам.
Как правило, на создание музыки вдохновляет другая музыка.

Музыка у меня в доме звучит постоянно, даже когда все засыпают. Работаю я, по большей части, дома.

Часто, подбирая музыку для очередной радио программы, я натыкаюсь на какую-нибудь композицию, которая меня здорово цепляет, и я, бросая всё, пытаюсь разобраться, как она устроена, как были созданы те или иные элементы, начинаю экспериментировать со звуком, в итоге прихожу к каким-то новым идеям, – так и рождаются новые композиции.
— Известно, что творческие люди — очень эмоциональны, их настроение часто зависит от погоды или от того, что было съедено на завтрак. Что может поднять Вам настроение, а что — вывести из себя?
Меня мало что может вывести из себя и многое поднимает настроение. Например, моя дочь, которая постоянно поднимает мне настроение и заставляет улыбаться. Я также очень люблю готовить всякие замысловатые блюда. Этот процесс меня радует, потому что он схож с микшированием музыки – также смешиваешь разные ингредиенты и приправляешь их специями.
— Вы являетесь организатором множества вечеринок. Расскажите, какого это — быть организатором? Какими качествами, по-Вашему, должен обладать организатор?
Организатор должен обладать терпением и быть очень стрессоустойчивым. Главное, что я понял за годы организации и проведения вечеринок и концертов – ты всегда должен быть готов к неудачам и провалам. У тебя всегда должен быть запасной парашют. Не важно, насколько позитивно вырисовывается горизонт предстоящего события, произойти может, что угодно. К этому всегда нужно быть готовым и понимать, как поступить в такие моменты.
— Вы ведёте авторские программы на радио. Как Вы достигли такого уровня — Вы шли к этому месяцами или все получилось спонтанно?
Я не считаю это показателем какого-то уровня, признаться, я к этому вообще не шёл целенаправленно. Просто однажды передал запись своего микса программному директору Мегаполис ФМ, ему понравилось, и мне
предложили вести свое шоу, чем я и занимался на протяжении 12 лет. Затем
я перешёл на Радио Джаз и продолжаю радовать музыкой слушателей этой
радио станции и по сей день.
— Расскажите подробнее про Ваш авторский курс: о чём он? Кому будет интересно пройти его? Как записаться на курс?
Курс называется "Создание Современной Музыки", на нём я, собственно, учу создавать музыку людей, которые ее любят и уважают.

Цель курса, на мой взгляд, достаточно благородная. Я хочу найти талантливых и интересных музыкантов, которые имеют оригинальные взгляды на современную музыку, которым есть, что сказать, которые, возможно, еще сами не знают, насколько они интересны и талантливы.

Попасть ко мне на курс можно, зайдя на сайт beyondmusic.ru и заполнив простую анкету. Если кандидатура кажется мне интересной, я непременно связываюсь с ним/ней и приглашаю на курс.
Может это прозвучит слишком громко, но я мечтаю встретить нового Курехина, Высоцкого, Хендрикса, Битлз в конце концов, и помочь этим людям стать услышанными. Помочь им найти свой голос.
— Вы никогда не думали бросить заниматься творчеством?
Бывают моменты творческого кризиса. Чаще всего это бывает связанно с отсутствием поддержки от окружающего мира. Делать музыку только для себя – занятие неблагодарное и неинтересное. Музыка должна находить своего слушателя. И в те моменты, когда она этого слушателя не находит, руки начинают опускаться и хочется всё бросить. В таком случае я обычно стараюсь переключиться с работы над музыкой на что-то другое. Через некоторое время силы возвращаются, я смотрю на вещи с новой точки зрения и продолжаю работу.
— Вы знакомы со многими артистами. Какой путь проходит артист, прежде чем попасть на сцену? Как долго длятся репетиции, записи новых треков?
Нет какого-то стандартного временного промежутка. Очень часто бывает так, что решающую роль играет везение, и артист, обладая достаточным талантом, довольно быстро "взлетает".
Непрерывная работа и бесконечная любовь и уважение к собственному творчеству очень важна! Без этого даже самый яркий взлёт быстро обернется падением.
— Знакомство с кем было для Вас самым значимым и незабываемым?
Наверное, знакомство с Мэтью Фордом – английским диджеем и продюсером, многим известным как DJ Format. Я очень многому у него научился. После нашего первого совместного диджей сета я по-новому взглянул и на музыку в целом и на диджеинг в частности. Мы знакомы уже почти 10 лет, и этот человек не перестаёт меня удивлять и вдохновлять.
— Какие у Вас планы на будущее: новые альбомы, курсы, программы..?
Планов много. Я продолжаю развивать свой курс "Создание Современной Музыки". Продолжаю заниматься записью собственной музыки. Готовлю к выпуску сольный инструментальный альбом в 2020 году.

В текущем году у меня также появился собственный рекорд лейбл Icebound
Records, на котором я как раз планирую выпускать довольно много интересной и небанальной музыки. По большей части русскоязычной или просто инструментальной.
— Вы ведёте свой Ютьюб-канал или группу в социальных сетях, где Вы делитесь своим творчеством со слушателями?
Да, у меня есть свой youtube канал, который напрямую связан с моей
преподавательской и концертной деятельностью. Я выкладываю записи различных мастер-классов, а также видео записи с вечеринок и концертов. В соц. сетях у меня также есть группа "Функции Фанка", она посвящена моим вечеринкам "Функции Фанка", которые, кстати, в этом году отметили свой 12-й день рождения, а также моим радио шоу и подкастам.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: