февраль 2020
Интервью с примой Большого театра Евгенией Образцовой
Беседу вела Катерина Вендилло
Фото обложки - Е. Фетисова
Фото в тексте - А. Кирнос
Евгения Образцова — артистка балета, солистка Мариинского театра с 2002 года, с 2012 года — прима-балерина Большого театра. Заслуженная артистка России (2016), лауреат премии «Золотая маска» (2007).

Мы поговорили об испытании учёбой, поиске себя, справедливости, цензуре, фонде помощи артистам балета "Изношенные пуанты" и многом другом.
— Евгения, с каким чувством Вы вспоминаете учебу в Академии им. Вагановой? Что было самым сложным, а что давалось легко? Что из того периода Вы хотели бы пережить снова?
Академия им. Вагановой дала главное — выучку, меня научили, мне привили вкус, я воспитывалась в очень хорошей среде.
Я вспоминаю академию со смешанными чувствами. Это, конечно, и приятные эмоции, так как это моя любимая школа, которая дала мне всё, но в то же самое время это и трудный путь, который мне пришлось пройти, на этом пути были как очень восхитительно прекрасные педагоги, так и не очень, даже было несколько конфликтов, поэтому обучение стало, конечно, неким испытанием.

Но всё сработало на благо, развило мою индивидуальность и лидерские качества. Безусловно, без этой борьбы я бы не стала той, кем стала.
Когда я поступала в Академию, художественным руководителем был Игорь Дмитриевич Бельский, это эпоха, которая навсегда ушла из Академии, но я её застала, за что очень благодарна судьбе.
— Вы говорили, что сцена - это то место, где нужно служить. Что включает в себя это понятие для Вас? Что значит "служить" месту, делу, профессии..? Понятие служения не переходит дорогу свободе?
... если ты идёшь в балет ради денег, ты однозначно проиграешь.
Конечно, это не переходит дорогу свободе, занятие любым видом искусства — это призвание. Человек, занимающийся искусством по-настоящему, понимает, что делает это из-за любви, а не ради денег или славы, он готов служить искусству. И, наверное, это верное слово, потому что если ты идешь в балет ради денег, то ты однозначно проиграешь. На сцене нужно полностью отдаваться тому виду искусства, которому ты учился.
— Известно, что невозможно достичь больших высот в искусстве балета, не имея индивидуальности, характера на сцене. Но как развить в себе индивидуальность, раскрыться, познать себя, чтобы сбросить всё лишнее и сковывающее? Как Вы сами прошли этот путь?
Индивидуальность никак не разовьёшь, с ней рождаются, это как дар: либо ты интересный, либо нет. Индивидуальность — это то, что тебе дано от Бога. Ты можешь научиться чему угодно: играть на скрипке, крутить 32 фуэте, говорить на всех языках, но, к сожалению, ты при этом можешь остаться неинтересным людям.

Балет — это профессия публичная, она хорошо показывает, какой ты. Если в тебе нет индивидуальности, ты её никак не разовьёшь.
Как познать себя? Работать над собой, видеть свои слабые и сильные стороны. Я тоже работала над этим, путь мой был сложный, но он был мне нужен, и я его прошла.
— Вы проводите мастер-классы для детей и взрослых, как появилась идея подобных открытых уроков? Что самое сложное для Вас как для преподавателя? Как Вы выбираете программу, которая одинаково подойдёт артистам разных театров и возрастов?
Я захотела поделиться своим опытом, поэтому не важно, кто стоит передо мной, главное, что человек хочет заниматься балетом. Мои мастер-классы подходят как профессионалам, так и любителям. Когда я вижу людей с горящими глазами, это меня очень радует. Не важно, кто это: артисты балета или ученики, сколько им лет и т.д.
Все условности отпадают, когда в одном месте собираются люди, любящие своё дело или хобби. Я учу всех так, как учила бы сама себя.
— В одном из интервью Вы сказали, что справедливости в больших театрах нет, почему? Как получается, что камерные коллективы зачастую честнее относятся к рабочему процессу и общению? Как не загрустить от нечестности и несправедливости?
Я не знаю, как получилось, что камерные коллективы честнее относятся к рабочему процессу, наверно как раз потому, что коллективы маленькие. В больших театрах и коллективах, конечно, большие интриги. Поэтому нет справедливости, а где она есть? Справедливости нет, и это нормально. Просто не обращайте внимания, потому что грусть и уныние — это грех.
— Вы часто гастролируете по миру. Что для Вас самое сложное в работе в иностранных театрах? В какой стране и по каким причинам было тяжело найти общий язык, а где, наоборот, было легко и приятно? Какие национальные привычки других народов Вам запомнились?
В работе с иностранными театрами самое главное для меня — быстро овладеть стилем танца того театра, в котором я работаю. Я очень люблю приезжать и становиться "своей", следовать тем правилам танца, которые приняты в той или иной стране.

Везде и тяжело и просто, я очень люблю Великобританию, я работала там больше всего. Но я также могу сказать, что британцы, на мой взгляд — самые непонятные и сложные люди в мире, к сожалению. Японцы мне тоже очень запомнились, они самые воспитанные, учтивые, готовые помочь, это очень приятно, приезжать туда комфортно, потому что о тебе заботятся нон-стоп.
— На осень 2020 года Вы анонсировали собственный проект - Ваш бенефис, который будет сочетать в себе балет и драматический театр. Расскажите, на какой он стадии?
Когда собирается столько профессионалов своего дела, обязательно получается что-то очень хорошее!
Сейчас самая интересная стадия — становление проекта. Пишется музыка, подбираются люди, ставится первая хореография. Композиторы, декораторы, артисты — всё это участники одного интересного процесса.

Проект создаётся от всей души и делается людьми, которые уже прошли свой большой творческий путь, я имею в виду себя и Андрея Меркурьева, мы вместе уже очень давно работаем, и нам особенно интересно встретиться теперь как хореограф и балерина. Я думаю, что это будет очень яркий и интересный вечер, он интересен сам по себе, потому что всё создано с нуля: музыка, декорации, хореография. Всегда очень интересно посмотреть на настоящую премьеру.
— Какие эмоции Вы испытали, когда получили Золотую Маску за Ундину? Чем для Вас стала эта награда? Как чаще происходит в мире балета: награды выбивают из привычного репетиционного потока или, наоборот, заставляют работать ещё усерднее?
Когда я получила свою Золотую маску, я была крайне удивлена, польщена и немного обескуражена. Ведь я была ещё очень молодой балериной, мне было всего 23 года, до и после меня за наградами выходили такие заслуженные артисты, что мне было даже неловко. В своём юном возрасте выйти за такой наградой — это огромный подарок судьбы. Приятно, что меня отметили, это очень сложный спектакль, он достоин награды, но я никак не рассчитывала, что получу её в столь молодом возрасте.

Награды происходят в мире балета, слава Богу, и они не выбивают из привычного репетиционного потока, как раз наоборот: дают больше сил, приятных эмоций и желание сотворить ещё что-то большее.
— Этой осенью на свет появился фонд помощи артистам балета "Изношенные пуанты", основанный ведущей солисткой театра Сац Валерией Побединской. Как Вы считаете, это полезная инициатива? Готовы ли Вы с коллегами каким-то образом помогать фонду? Ведь травма в жизни артиста балета - одна из серьезнейших вещей.
Создавать подобные фонды и вообще помогать артистам, особенно тем, кто оказался в непростой ситуации, как со здоровьем, так и с финансами — это очень хорошая идея! Если артисты будут помогать друг другу, тем более если будет фонд — это замечательно, и я, конечно, с радостью готова помочь. И если мы будем больше об этом знать, то многие с радостью поддержат это начинание!
Я прекрасно понимаю, что такое травма и что такое жизнь артиста балета после того, как заканчивается его карьера, поэтому фонд помощи — это замечательная идея!
— "Артист прав, когда он на сцене, всё остальное неважно." Часто ли на сцене случаются такие моменты, что понимаешь: сейчас всё идеально и я прав, в энергетическом, глобальном смысле? Часто ли удаётся соединиться с высшим?
Это фраза одного моего педагога, но интерпретировать её нужно совсем по-другому. Смысл высказывания "артист прав, когда он на сцене", в следующем: что бы ни происходило в театре, какие бы интриги и несправедливость ни окружали артиста, он не должен быть в это вовлечён. Он должен выходить на сцену и делать то, что он делает, на самом высоком уровне. Именно это и будет его ответ на всё, что происходит вокруг него. Когда он на сцене, когда он убедителен именно на сцене — он прав.
— Вы — министр культуры РФ. Каковы Ваши первые действия на этом посту? Какие у нас сегодня самые вопиющие проблемы в сфере культуры и искусства?
Замечательный вопрос! Министр культуры — это в первую очередь очень ответственная должность, я бы, наверное, была предвзята на этому посту и в первую очередь скорее всего занималась бы вопросами балета и театра.

Главная проблема в том, что артисты балета очень мало зарабатывают. Ситуация с годами не меняется, и, на мой взгляд, так быть не должно.

Следующая проблема — это неадекватные постановки, иногда извращённые, вульгарные, говорящие об отсутствии таланта. Я бы ввела цензуру и запретила раздеваться на сцене. Классический театр нужно показывать в нормальной редакции. Я хочу видеть классику либо талантливую современную интерпретацию, но её, увы, нет. Я хочу, чтобы в театре не стыдно было появиться, я хочу испытывать катарсис от постановок, хочу выходить очищенной, выйти и сказать: "Боже мой, искусство живёт". А пока что я говорю: "Искусство умирает и всё никак не умрёт"...
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: