январь 2020
Интервью с Александрой Скрипкиной, создателем сборника этнических сказок «Иные Сказки».
Беседу вела Катерина Вендилло
Иные Сказки - это сборник для детей и взрослых с красочными иллюстрациями о фантастических приключениях стилизованных этнических героев, родившихся в аутентичных далях южного Урала на фестивале «Иная Долина».

О сложностях творческой работы, отсутствии финансирования, энтузиазме, мифологии на новый лад и поддержке государством множества культур - в нашей беседе.

Поддержать выход книги можно на краудфандинговой платформе Планета.Ру.

— Александра, почему в вашем сборнике именно шесть историй? Это какое-то магическое число?
Возможно! Задолго до того, как я начала писать сказки, главные герои уже были нарисованы. Их было пять, и они уже принимали участие в фестивале, но у них не было ни имён, ни историй. Вместе с организаторами фестиваля мы сразу почувствовали, что этим «чудикам» не хватает сказочности. Тогда я решила каждому создать свою биографию, характеристику, продумать особенности, а потом собрать их всех в финальной сказке.
Так и получилось: в сборнике читателей ждет пять захватывающих сказок про каждого из героев, а финальная расскажет историю обо всех вместе, и она называется «День Летнего Солнцестояния». Кстати, тоже не случайно — она была написана именно в этот день и именно в «Иной Долине».
— Как Вы выбирали сюжеты, какие истории волновали Вас больше всего? Это любовь, приключения или что-то иное?
Идеи ко мне приходят мгновенно, как сейчас любят говорить «из космоса».
Сюжеты сами выбрали меня. Как мне позже рассказал Шамиль, участник проекта «Иные Сказки», на фестивале очень ждали появления человека, который сможет «задокументировать», записать все происходящее в «Иной Долине». Получилось, что я такой вот летописец 21 века.

Идеи ко мне приходят мгновенно, как сейчас любят говорить «из космоса». Я в такую магию не верю, но вместе с тем не помню, чтобы хоть раз сидела и «выдавливала» из себя историю. Как правило, из таких потуг ничего не получится в будущем.

В «Иных Сказках» есть и любовь, и конфликт, и грусть, и борьба, но всё всегда заканчивается хорошо. Простите за спойлер.
В написании сказок я руководствуюсь главным принципом: добром. В мире и так достаточно негатива, зла и страшных сказок. Я же преследую цель создавать волшебство. Давать детям и взрослым возможность хотя бы ненадолго погрузиться в фантастический мир, понырять в нем, обрести радость и хорошее настроение. С помощью букв… Это такая магия!
— Основа сказок — башкирская, но по сути вы говорите, что получилась эклектика народной культуры. Чего в сказках больше, славянского, племенного, языческого? Что ближе каждому из вас?
Я очень стремлюсь к тому, чтобы мое литературное творчество было универсальным.
Хороший вопрос! Да, сказки были написаны на Урале и в них присутствуют упоминания о некоторых традициях башкирской культуры. Например, про Белую реку, музыкальный инструмент курай, юрты, использование лошадей в хозяйстве, набеги племён и так далее. Но, в основном, конечно, в сказках преобладает славянская культура, потому что мы выросли на ней.

Мне кажется, что принципы добра, любви, взаимоуважения и благодетели говорят на всех языках мира, понятны для всех культур, будут интересны человеку любого вероисповедания... Для меня мультфильмы компании «Дисней» являются ярким примером: они переводятся на десятки языков, их любят и понимают дети всего мира.
— Что вдохновляет Вас на творчество? Как рождаются иллюстрации, тексты, что поддерживает в вас желание творить?
Я не могу не писать. Это всегда со мной. Не помню ни одного дня, чтобы я что-то да не написала. Чаще всего идея приходит спонтанно, я ее тут же записываю, а потом на протяжении очень долгого времени я ограняю ее, шлифую.

Рождение иллюстраций — это не менее сложный и кропотливый творческий процесс. Наша художница Кристина Удовиченко рисует потрясающе, поэтому я доверяю ей визуальную часть на 100%. Во время создания первой книги каждый ее набросок вызывал у меня неподдельный восторг: каждая веточка, каждая лапка и жучок были так тщательно продуманы, так внимательно и уважительно нарисованы, что до сих пор считаю это чем-то таинственным. Самое интересное, что я ни разу не давала ей никаких указаний по оформлению — она просто читала мои сказки и дальше создавала все сама. Кстати, сначала мы стали сотрудничать, а потом и подружились.
Например, кроме сборника «Иные Сказки» я сейчас работаю над большим романом для подростков, он называется «Аарон. Повелитель Сновидений», и вот в нем уже приходится кропотливо продумывать каждый завиток сюжета — это настоящая математика. Тем не менее, это и есть тот самый сокровенный момент творчества, и мне он так нравится. Я не думаю о конечном результате, интересен сам путь.
— Команда книги, как мы поняли, находится в разных городах и странах, как удается поддерживать близкий контакт и рабочее настроение? Не мешает ли расстояние?
Честно? Сложно. Но мы приноровились.
Раз в год нам удается встретиться — чаще всего в Гоа. Но большую часть времени мы порознь, и технически это создает сложности, ведь каждый в своем часовом поясе, в своем режиме, в работе. Но благодаря современным технологиям связываться легко.

Удивительно, но первую нашу книгу, «Дом Меганом» мы создавали не просто на расстоянии друг от друга, а более того — постоянно перемещаясь каждый по своему международному маршруту. Помню, впервые оригинал иллюстраций я увидела в глухом лесу под Торжком в России. Там проходил музыкальный фестиваль, и мы наконец встретились у костра.

А сами книги мы впервые взяли в руки, находясь в Индии — туда нам их прислали из Киева.
— На Планете существует достаточно много проектов, связанных так или иначе со сказками. Как вы думаете, почему сейчас растет спрос на сказки? Ведь речь идет не о книжках для детей, а о полноценной литературе для всех возрастов.
Конечно, издательства охотно печатают детские сказки, но это конвеер-гигант: никто даже не рассмотрит твою работу, если у тебя одна-две-три сказки, и коммерческий успех проекта не доказан.
Хочется глубоко вздохнуть и тоскливо посмотреть куда-то вдаль.

На Планете.ру так много «сказочного» краудфандинга неспроста: много прекрасных писателей, которые создают шедевры для детей, не имеют никакой, совершенно никакой поддержки. Ни финансовой, ни информационной. Поэтому писатели вынуждены обращаться к своей аудитории, уже существующей или потенциальной, и просто просить о помощи.

Планета.ру — удобная площадка для того, чтобы рассказать о своей будущей книге, ознакомить спонсоров с текстом, с автором, с суммой к сбору, все максимально прозрачно.
— Как вы думаете, насколько сейчас востребованы именно бумажные книги?
Сейчас книга — это некий предмет искусства, реликвия, редкая и удивительная вещь. Хорошая книга — это продукт на века. Без преувеличения.
Менее, чем раньше, чем в моем детстве. И эта тенденция растет. Мы все понимаем почему, ведь этот технологический процесс очень естественен, и я не вижу в этом ничего страшного.

Именно поэтому мы с командой так много времени уделяем оформлению — считаем, что внешне книга должна быть настолько «вкусной», что даже после прочтения читателю хотелось бы подольше подержать ее в руках, рассмотреть иллюстрации и мелкие детали, подарить кому-то или посоветовать почитать. Мы хотим, чтобы благодаря сказкам и картинкам герои оживали в фантазии читателя.

Книга может стать любимой игрушкой ребенка, к которой он будет возвращаться вновь и вновь. Я как писатель учусь создавать правильную «многослойность» в сказках — чтобы и совсем маленьким деткам было понятно и интересно, но также и взрослые люди находили философские мысли и мораль в историях.

У нас в семье есть старая книга «Дюймовочка» — ее подарил моей маме ее папа (мой дедушка), когда маме было 3 года. Каждый раз, когда я открываю книгу, в моей фантазии оживает прошлое, пусть даже это просто сказка!
— Поделитесь забавными моментами, произошедшими во время работы над книгой.
Помню, был забавный случай, когда в один из подготовительных дней перед началом фестиваля Иная в Башкирии, на поляне начался какой-то переполох, все бегали в суете, что-то не успевали по организационным вопросам. А я, будучи человеком довольно стеснительным и чувствительным, распереживалась, забралась на чердак деревянного домика и пряталась там весь день. Ко мне пришла кошка Кристины, кошку зовут Шанти, и мы вместе с ней улеглись на деревянном полу и с интересом рассматривали происходящее через маленькие щели в полу и стенах. Так я написала две сказки, одну про кота Шанти, а другую про переполох в «Иной долине».
— На ваш взгляд, насколько важно поддерживать культуру народов, населяющих нашу страну? Хорошо ли с этим справляется государство?
Не смею судить государство. Тем более, я из Украины и не могу объективно оценить ситуацию. Но очень хочу, чтобы у молодых писателей было больше поддержки.
Понимаете, вдохновение писать приходит тогда, когда читаешь и слышишь отзывы людей, слова поддержки. Когда я отчаиваюсь и думаю «да к черту эти сказки, никому они не нужны», вдруг откуда ни возьмись появляется незнакомый человек и пишет пару теплых слов. Просит продолжать писать.

И в такие моменты я воспаряю, мне не просто хочется творить, мне хочется создавать новые сюжеты, находить забытые культурные традиции, хочется погружаться в глубинные пласты разных культур и изучать их, чтобы трансформировать и передавать дальше. Добрым и ласковым языком. Я хочу найти время, чтобы получить второе высшее образование, на этот раз в сфере культуры, этники, литературоведения.
— С какими проблемами вы столкнулись при работе над книгой? Что было самым сложным?
Доставать деньги. Это самое сложное. По сравнению с этим пунктом всё остальное кажется приятными мелочами.
— Какие у вас планы? Есть ли задумки делать новые книги, расширять аудиторию, путешествовать и собирать материал?
Вы представляете, как здорово было бы издать серию книг по славянской мифологии для детей и взрослых с красочными иллюстрациями Кощея Бессмертного, Русалок, птицы Сирин, Водяного, Кикиморы и других! Интересные и понятные истории, рассказанные современным языком. Ох!
Конечно! Я уже собрала этнические сказки Карпатских гор, хочу их переосмыслить, переписать современным языком. Изучила некоторые сказки Крыма — с удовольствием раскрыла бы эту тему шире. Вообще, стилизация древних сказок, мифологических образов на современный лад — это моя мечта. Я была бы самым счастливым человеком на свете, если бы смогла посвятить этому свою жизнь.

Хочется уделять творчеству больше времени, но из-за работы это не всегда получается. Когда-нибудь я совмещу эти две области, творчество станет моей любимой работой, и тогда мне не придется работать ни одного дня в жизни.
— Вы - министр культуры. Ваши первые действия на посту, стратегия на будущее?
Так что, безусловно, если бы я была министром культуры, я бы выделяла больше средств на популяризацию культуры — она у нас захватывающе интересная!
Я не справилась бы с такой серьезной должностью. Но теоретически я бы постаралась дать писателям и художникам больше возможности проявлять себя. Ведь существуют конкурсы для певцов, для артистов — это большие шоу, за которыми с удовольствием следит вся страна. Но вот не все писатели выходят на сцену и показывают себя, потому что это не так захватывающе, это непривлекательно в коммерческом смысле.

Я знакома с одним очень известным музыкантом, который пишет этническую музыку — он часто рассказывает мне о том, что у него не хватает ни поддержки, ни финансирования. Руки опускаются. Хотя его музыку слышал каждый из нас.

Я бы создала больше этнических фестивалей — где музыка, инструменты, костюмы, картины, игры, танцы, кухня объединились в одно торжество и празднество. Дать международную рекламу, чтобы больше детей и взрослых узнали об этом.

Такие фестивали есть, но так получилось, что я бываю на их внутренней кухне, и там организаторы сидят за круглым столом и только придумывают, где бы раздобыть финансирование. Артистам зачастую покрывают расходы только на дорогу, а бывает, что и на дорогу денег нет. Поэтому приходится работать на энтузиазме. А его хватает не всем.

Возврат к истокам самобытности даст каждому из нас толчок для саморазвития, единения, и, не побоюсь этого слова — для счастья.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: