октябрь 2016
Интервью с художником-мультипликатором
Екатериной Филипповой
Беседу вела: Катерина Вендилло
Как выбирать между актерской игрой, режиссурой и писательством и в итоге прийти в мультипликацию, почему натюрморты бывают тухленькие, каково читать книги про тюрьму, когда тебе 15, почему актерская профессия почти не отличается от профессии аниматора и, конечно, подробно о том, как делаются мультфильмы в беседе журнала Contralto People с актрисой, режиссёром анимационного кино, аниматором Екатериной Филипповой.

Полюбоваться рисунками Екатерины можно на её странице в инстаграме, а узнать её получше в нашем интервью.
«Взрослым, наверное, иногда нужен «массаж души», как говорит Михаил Горевой про театр. Анимация — это тоже «массаж души». Главная цель — это мурашки по коже, искренний смех и радость, тепло на сердце, глоток свежего воздуха. Я сама до сих пор ребёнок, во взрослых и в их потребностях совершенно не разбираюсь, поэтому и делаю кино для детей».
~
— Катя, расскажи, с чего всё началось? Каким было твоё детство? Как ты пришла к рисованию?
Папа научил меня делать раскадровки: он брал чистый лист и делил его на квадратики, в которых я рисовала историю.
Я рисовала лет с двух, свободно и быстро, как рисуют дети, не задумываясь над тем, что получается. Папа мой — художник, поэтому рисование было нашим с ним постоянным занятием. Но мне было скучно ограничиваться одним рисунком, я рисовала серии, которые обязательно имели какай-то сюжет. Мои родители эти рисунки очень ценили, складывали в папочки, изучали. А мне в мои 6 лет рисунки других художников, в том числе и папины, не очень-то нравились. Я не понимала, почему то или иное произведение искусства должно висеть на стенах и восхищать людей или чем-то их трогать. Я рисовала сама себе, играла. Папа работал на телевидении художником-постановщиком на программах «От всей души», «А ну-ка, девушки», «Виктория», «Трамвай желание», «КВН». Мама тоже там работала, директором программы «КВН». Так что всё моё детство было наполнено репетициями, декорациями, осветительными приборами в путанице кабелей, весельем и суматохой при подготовке телевизионных передач.
— Здорово! Тебе не хотелось тогда связать свою жизнь с профессией телевизионщика?

«Часы», детский рисунок, Катя Филиппова
Нет, я была маленькая и ни о каких профессиях не думала, я их просто впитывала, поскольку рядом с ними существовала. Одновременно с этим меня отдали в балетный класс, но вскорости педагог по танцу сказала: «Забирайте своего ребенка, ей надо в цирковое, она бешеная. Она, как обезьянка, себя ведёт!» Тогда меня перевели в класс эстрадно-спортивного танца ансамбля «Карнавал», в котором я занималась до 12-ти лет. Это мне понравилось, потому что танцы быстрые и веселые
(кукарача, макарена, полька), мы выступали во всяких дворцах спорта и даже в Кремле! Сцена, огни, толпы зрителей! Но однажды папа сказал: «Хватит плясать. Ты хорошо рисуешь, тебе надо в художественную школу». Я очень переживала. Пришла в эти тихие художественные классы, где дети скучно сидят за мольбертами и рисуют что-то, мажут акварелью какие-то тухленькие натюрморты...
— Почему тухленькие?
Потому что их составляли из искусственных яблок и груш, в кувшинах и бидонах не было настоящего молока, всё неживое, пахнет пылью... Я рисовала всё это без особого энтузиазма. Из всех уроков мне больше всего нравилась композиция, потому что она без натуры и можно сочинять всё, что угодно. Мне казалось, что только я знаю, как нужно рисовать, никого не слушалась. Даже если делали замечания, ничего не исправляла. Теперь я понимаю, что ходила в хорошую художественную школу имени В. А. Серова, с отличными учителями, среди которых был и мой папа, Юрий Трусевич.
— А как появилась театральная история?

Я закончила школу и сказала папе: «Не буду я художником, не буду больше рисовать, ничего и никогда» — так мне надоела учёба.
В 15 лет, как и все подростки, я влюблялась, писала стихи, романы, — всё подряд, в общем, для меня в жизни самым интересным было выдумывать какие-то истории и в них погружаться с головой. Однажды я заболела и могла днями и ночами писать очередную книгу, такое было потрясающее вдохновение. Тогда я решила, что буду поступать в литературный. Но тут попала на спектакль «Признания авантюриста Феликса Круля» в МХТ Чехова, и Сергей Безруков, так поразил меня, что я немедленно захотела стать актрисой. И вот когда я металась между лит. институтом и театром,
приехал мой дядя. Мы говорили всю ночь, на даче. Он рассказывал о своих приключениях на флоте, о жизни моего дедушки, который, как оказалось, сиживал в тюрьме, был деревенским хулиганом! Дядя рассказывал так заразительно, что мне было и весело, и страшно! И я поняла, что уже не хочу в актрисы, а хочу стать кинорежиссёром и снять полнометражный фильм на основе этих историй.
— О чем должно было быть это кино?
Я написала непростой сценарий: один герой попадает в тюрьму, другой служит на флоте, а девушка, в которую они влюблены, учит детишек в деревенском детском доме. Эти мужчины воюют за её любовь на расстоянии. Тогда я прочитала массу книг про тюрьму. Большое впечатление на меня произвела книга Анатолия Жигулина «Чёрные камни». С этой задумкой, в свои 17 лет, я пошла во ВГИК поступать на режиссуру. Я выглядела очень комично: маленькая, светленькая, упорно утверждающая, что собираюсь делать кино про флот и тюрьму. Беседу с абитуриентами вел Олег Шухер. Он усмехнулся и сказал, что мне надо ещё подрасти и набраться опыта, родителям привет. Я обиделась, пообещала вернуться и поступила на актёрский.
Театр «Школа драматического искусства»
— Как проходила учеба на актерском? И как ты пришла из актрис в анимацию?
Могу сказать, что актёрская профессия практически не отличается от профессии аниматора. Всё, чему мы учились на актерском, мне пригодилось: мы осваивали, как двигаются животные, изучали «память физических действий», придумывали «внутренние монологи» нашим героям..
Само поступление на актёрский, все эти туры и прослушивания — самое яркое и важное впечатление того периода жизни. Дальнейшее обучение просто дополняло и развивало этот опыт. На первом курсе актёрского я всё ещё горела желанием стать кинорежиссером. Даже прошла обучение на курсах у Александра Митты, прочитав его книгу «Кино между адом и раем». У него там есть чёткие правила составления сценария, и это меня воодушевило: в 19 лет очень хочется каких-то чётких правил, чтобы сказали, как надо делать кино, чтобы вот прямо раз — и получилось. Наш декан, Людмила Некрасова, привлекла нас, актеров, к съёмкам в учебных работах студентов ВКСР. У них преподавал Фенченко, потрясающий человек. Снимаясь в этих небольших этюдах, я многое узнала о монтаже, и стала сама снимать и монтировать свои фильмики, привлекая своих же однокурсников как актеров. Но многие ребята то не могли, то не соглашались участвовать в моих выдумках, и, столкнувшись с трудностями организации, я решила, что рисовать себе актеров намного проще. Тогда же я случайно увидела мультфильм Александра Петрова «Корова», нарисованный маслом по стеклу. Нашла в интернете видео, где он рассказывает, как он работает, и решила тоже попробовать.
«Найдёныш», режиссер — Екатерина Филиппова
— Как проходила работа над первым мультфильмом? О чём он?
Я взяла из родительского шкафа стекло и лампу, положила её в раковину, стекло сверху, вышло что-то вроде станка, как у Петрова, только кран мешал. И начала мазать красками. Рисовала кадр за кадром и стирала. И так полгода, в перерывах между репетициями и спектаклями. Назвала фильм «Найденыш». Это настолько личная и важная для меня история, что я вообще думала никому мультик не показывать, но потом всё-таки отправила его на фестиваль «Мультиматограф» в Вологде. Моё кино было самодельное и похоже на детское, для меня было шоком, что его выбрали и показали вместе с настоящими фильмами в настоящем кинотеатре! Я поняла, что моё хобби может действительно кого-то интересовать, и занялась этим более увлечённо.
— И начала делать следующий?

Кадр из мультфильма «Девочка и снежок»
Да, начала делать «Девочка и снежок». На него ушло три года. Ни одного аниматора или режиссера в моем окружении тогда не было. Некому показать, не с кем посоветоваться. Единственное, что я могла — смотреть мультфильмы и пытаться понять, как же они сделаны.
После окончания института один из наших мастеров, Игорь Яцко, взял нас в Школу Драматического
Искусства Анатолия Васильева, в этом театре я до сих пор играю в лабораторных спектаклях. У нас появилась редкая возможность играть и делать актерские пробы, сочинять всё, что угодно, участвовать в тренингах, изучать школу игрового театра. Но мне этого всего было мало, хотелось двигаться дальше. Я пошла во ВГИК, где Аида Зябликова набирала анимационный курс. Она-то и посоветовала мне пойти в ШАР.
— Каково было учиться в ШАРе? Что было самым простым, а что самым сложным?
В институтах у студентов обычно один или два мастера, в ШАРе их гораздо больше, есть прекрасная возможность выбрать, у кого учиться и с кем советоваться. Нам преподавали Иван Максимов, Андрей Хржановский, Елена Чернова, Алексей Демин, Михаил Алдашин, Михаил Тумеля и Владимир Вышегородцев. Каждый из них — мастер! От этого разнообразия разбегались глаза! И мы начали обучение, слушая каждого мастера, всех с одинаковой силой, каждый день. И голова у нас от этого вспухла, мы все вконец запутались.
— Ты выбрала кого-то одного или продолжала учиться у всех сразу?
Мультипликаторы — это большая, но очень тёплая и сплочённая команда. С ними я как будто начала всё с начала, с чистого листа, только уже на другом уровне.
Да, я же с детства никого серьёзно и внимательно не слушала, а делала всё только так, как мне казалось правильным. И вдруг я начала замечать, что одного человека из всех я слушаю с открытым ртом! Я наконец-то поняла, зачем надо рисовать, что хорошего в картинах, висящих на стенах, зачем нужны натюрморты и что они бывают не тухлые, а очень даже настоящие, от которых тепло, свежесть и запах фруктов чувствуется даже на нарисованной картине. Это был Михаил Алдашин, с которым я до сих пор работаю, чему очень рада. Но все остальные педагоги тоже дали мне очень много. В общем, я поняла, что ничего не умею и безумно хочу научиться. И после своих двух самодельных мультфильмов я сделала уже настоящий мультфильм по всем правилам производства, это «Птичка». Он уже объездил весь мир, участвовал более чем
в 30-ти фестивалях и скоро, буквально через месяц, будет в открытом доступе,
а пока есть трейлер. Следующий фильм, «Козлы», который уже поучаствовал в двух фестивалях, я сделала на курсах киностудии «Союзмультфильм».
Трейлер мультфильма «Птичка», режиссер — Екатерина Филиппова
— Почему все-таки картины, висящие на стенах не тухлые? И как их лучше смотреть? Что главное твой мастер тебе передал?
Не знаю, в чём тут оказалось дело. Он просто стал показывать картины и обсуждать их с нами, обращая внимание на какую-нибудь живую деталь, на сочетания цветов, на наклон головы, в общем, на мелочи, из которых на картинах складывается жизнь. От картин самого Михаила Алдашина идет простое тепло, в них нет каких-то сложных образов, интерпретаций, того, что человеку надо долго понимать или расшифровывать. Их просто хочется повесить на стенку около своей кровати, просыпаться каждый день, улыбаясь от того, что она попалась

Михаил Алдашин и Екатерина Филиппова
тебе на глаза. Я начала прислушиваться к тому, чем он восхищается, что его трогает, и так постепенно открыла для себя заново и полюбила многих художников. И папины картины тоже полюбила, хоть они совсем другие. Сейчас я рисую наброски каждый день, и мне хочется это делать постоянно. А еще мне в моём мастере понравилась его категоричность. Он всегда точно знал, что хорошо сделано, а что нет. Он просто смотрел на чью-нибудь раскадровку и говорил: «Это плохо» или «Так не получится». Некоторых это обижало, а мне наоборот давало толчок, заставляющий искать выход и подниматься на новый уровень.
— Расскажи про твой опыт работы на студии «Союзмультфильм».
Так получалось, что все люди, которые случайно попадались в моей жизни — они, как маленькие ручейки текут в одну большую реку, двигали меня в анимацию.
Нас набрали в Молодежное объединение Союзмультфильма по конкурсу как уже имеющих опыт в анимации. Мы учились и работали одновременно: режиссерам дали задание сделать минутное кино. Нашими педагогами были Михаил Алдашин, Алексей Алексеев и Эдуард Васильевич Назаров, который до последних дней своей жизни работал с нами. Скоро ребята выпустят мультфильмы, сделанные под его руководством, в том числе Женя Жиркова, у которой вы уже брали интервью. Эти курсы — это, конечно, потрясающее везение, ведь мы успели поучиться у Назарова, пообщаться с ним. Михаил Алдашин приглашал к нам на встречи и Юрия Норштейна, и Александра Петрова, и многих других интересных людей. Вообще я все эти годы безумно радуюсь возможности со всеми ими общаться и учиться у них, ведь самое главное, что дает вдохновение и желание работать — это общение.
— В каких техниках и в каких программах ты чаще всего работаешь?
Начала я маслом по стеклу, второй фильм нарисовала уже на компьютере, с графическим планшетом. И всё остальное делала этим же способом. К рисованному ещё и перекладку освоила. Пользуюсь Аdobe: Photoshop, After Effects и Premier.
— А какие есть типичные ошибки в анимации? Нам кажется, что это очень творческая профессия, где всё субъективно.
Самые очевидные ошибки — просто некачественная мультипликация, когда персонажи плохо двигаются, особенно в технике компьютерной перекладки, плавают. Или скучная, слабая история, фальшивая музыка. Это видно всем, вне зависимости от их вкусов.
— А что привлекает именно тебя в твоей работе, ведь у всех по-своему, кого-то хочет рассказать историю, а кто-то делает больший акцент именно на изобразительности. Как у тебя это всё переплелось?
Я сейчас занимаюсь детской анимацией и пока не захожу на территорию авторской анимации для взрослых, где люди рассказывают что-то серьёзное и важное, говорят о личных или мировых проблемах. Я стараюсь говорить на понятном языке о понятных мне вещах. О слониках, бегемотах, о дружбе... То есть я поняла, что истории о тюрьме и о флоте мне не по зубам, то был юношеский максимализм. Сейчас я делаю то, с чем могу справиться своими силами.
— Есть ли у тебя любимый персонаж? Как вы вообще живете, когда происходит создание мультфильма?
Самый любимый — Найдёныш, это персонаж моего первого фильма. Именно Найдёныш подтолкнул меня начать делать кино. Он был таким маленьким и трогательным, что вокруг него сразу стали рождаться истории. Хотя этот мультфильм очень непрофессиональный, в нём заложено громадное количество любви. И Найдёныш как герой ещё, конечно, не до конца мной использован. Он постоянно «живет» в моей голове и, возможно, когда-нибудь вернётся в мои мультфильмы. Другой мой любимый персонаж — слонёнок с очень длинным хоботом, он возник в самом начале обучения в ШАРе. Хобот у него неимоверной длины, он мешает ему двигаться и играть. Дальше рассказывать не буду, потому что я сейчас как раз делаю про него мультфильм, и лучше будет потом посмотреть, чем всё закончится. Зовут его «Хоботёнок» — это имя придумал Вадим Жук, когда я попросила его помочь с названием.
— Замечательное имя! А вы подсматриваете повадки героя в жизни? Или они сами собой получаются в мастерской?
Конечно, как и все режиссеры и аниматоры, мы смотрим огромное количество видео и картинок. Этому меня тоже научил Михаил Алдашин, когда принес к нам на занятие просто кипы папок и картинок, которые понадобились ему для того, чтобы изучить татов для татской народной сказки «Бессмертный». Для небольшой сцены, в котором братья моют овец, было найдено документальное видео, в котором действительно моют овец, засовывают их в речку, а с другой стороны речки вынимают. Но это — народная сказка. Это сложно, а я делаю простое кино, про птичку, например, но и для него я изучала птиц. Или для того, чтобы нарисовать домик, даже выдуманный, нужно понять: лето у тебя в мультфильме или зима, кто в нем будет жить, насколько сильно нужно будет ему наклониться, чтобы зайти в этот домик, какая будет дверь и так далее. Изучается огромное количество домиков, подходящих под эту стилистику, подбирается цвет. Мне почти каждый день в фейсбук люди присылают видео слонят, знают, что я про слонёнка делаю. И я смотрю, как он ходит, как прыгает, как ножки сгибает...
— Интересно ли было бы тебе поработать в коммерческих проектах типа сериалов? Или ты хочешь делать только своё?
Мне везде интересно поработать, и в сериалах, и аниматором на других проектах. Но сейчас для меня важнее доделать своё кино. Ведь времени на самом деле очень мало, а идей и задач очень много. Мультипликация — очень медленное дело. Придумаешь историю, а потом год, а то и три, её воплощаешь, а если отвлекаться, то можно и никогда не закончить.
— Расскажи про фестивали, на которых ты работала и в которых участвовали твои мультики. Я знаю, что на Суздальском была твоя заставка...
Эта заставка придумана и сделана группой моих однокурсников, когда мы учились в ШАРе. Инициаторы — Вероника Пеккер и Валя Карнавалова. Я сделала одну сценку как аниматор. Вообще у нас была очень сплочённая и дружная группа, многие и сейчас работают вместе. Мои фильмы много где участвовали, с «Птичкой» я ездила в Польшу, в Болгарию, в Суздаль. С «Козлами» я тоже уже успела съездить в Болгарию на фестиваль в Варне и сейчас на КРОКе побывала, и даже получила поощрительный приз «Улыбка фестиваля», хорошие книжки. А без меня «Птичка» много где была, в Америке, например, в Италии. В Вероне она была главным изображением фестиваля «Shorts for kids».
— Здорово! Как её принимают в других странах?
Хорошо. Вообще короткие мультфильмы часто берут на фестивали. «Птичка» идет три минуты, «Козлы» — вообще одну. И они у меня без слов, поэтому перевода не требуется. Всем всё понятно.
— Расскажи о планах на будущее. Собираешься ли осваивать что-то новое?
Я собираюсь доделать «Хоботёнка». Немножко страшно, потому что впервые у меня есть чёткие сроки, так как на него дал финансирование Минкульт. Также мне впервые придется работать не одной, брать аниматоров, писать песенку... Всё это пугает, но и интересно тоже. Вообще я думаю, что в жизни нельзя ничего глобально планировать, ведь порой всё неожиданно меняется. Я стараюсь научиться жить сегодняшним днём и получать радость здесь и сейчас. Раньше я очень чётко планировала жизнь, по годам: в такой-то год у меня родятся дети, звать их будет так-то и так-то, а потом я буду жить в домике у моря... Конечно, есть мечты, но они просто как манящее облачко на горизонте. Я к ним иду, и если они осуществятся, будет просто чудо.
— Тогда последний, более философский вопрос — зачем взрослым мультфильмы?
Взрослым, наверное, иногда нужен «массаж души», как говорит Михаил Горевой про театр. Анимация — это тоже «массаж души». Главная цель — это мурашки по коже, искренний смех и радость, тепло на сердце, глоток свежего воздуха. Я сама до сих пор ребёнок, во взрослых и в их потребностях совершенно не разбираюсь, поэтому и делаю кино для детей.
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: