ноябрь 2016
Интервью с фотографом
и оператором Айдаром Даминовым
Беседу вела: Катерина Вендилло
Посмотрев однажды видео «Россия рядом», мы захотели узнать, кто создаёт такую красоту. Итак, Айдар Даминов — оператор и соавтор этого замечательного проекта.

Из нашей беседы вы узнаете, что такое «Композитинг», почему именно зелёный цвет используется в хромакейной съёмке, почему первые лица государства снимаются чаще всего на фоне синего, дают ли операторы клятву Гиппократа, насколько красивы крымские пейзажи, башкирские рассветы и байкальские льды, и познакомитесь с человеком, которому сопутствует удача и не изменяет трудолюбие.
~
— Как Вас можно назвать, представить? Вы ведь занимаетесь разными проектами и в разных сферах.
Я занимаюсь компьютерной графикой, съёмкой и монтажом видео, фотографией, одним словом это точно не назвать, в общем занимаюсь тем, чем нравится. Но точно не называйте меня «видеографом»:)
— Ваши работы сейчас становятся довольно известными. А кто повлиял особым образом на Ваше образование/умение? Вы обучались сами или у мастера?
Образование я получал в родном городе — в Уфе, в авиационном университете по специальности «Физика металлов». Но так сложилось, что довольно быстро понял, что к этому душа не лежит. Во время учёбы купил любительскую видеокамеру, начал снимать для себя. Потом с друзьями начали принимать участие в фестивале социальной рекламы «Городская среда». Это стало площадкой для экспериментов, когда опыта и техники нет, но есть идеи. Мы снимали небольшие постановочные зарисовки, несколько лет подряд участвовали, пока в 2011 году не взяли главный приз. Также участвовали в фестивале начинающих режиссёров в Уфе и заняли третье место. Тогда ещё не было особых перспектив, и я не думал, что этим можно зарабатывать на жизнь, но то, что вот так начали выигрывать в конкурсах/фестивалях, вселило некую уверенность, что то, что мы делаем, кому-то нужно. А также важно было перед родителями отчитаться, что не чепухой занимаемся. В 2011 я начал удалённо сотрудничать с московской студией Resonant Arts по теме рекламных анимационных роликов. Через 9 месяцев такого сотрудничества я закончил университет, и директор студии Дмитрий Бабак предложил мне переехать в Москву, оплатить обучение в школе компьютерной графики Scream School и работать уже не удалённо, а вместе. Я, конечно, согласился:)
— Родители не сразу увидели серьёзность намерений?
Родители, как и у многих друзей моего возраста, — советской закалки. Они довольно скептически относились к этой идее и отговаривали, хотели, чтобы я работал по своей специальности. Чтобы всё было строго официально, трудовой договор, отпуск, пенсия:)
— Что было самым трудным для постижения в школе графики?
Обучение по моей специальности «Композитинг» было достаточно сложным, хоть я и занимался до этого в схожей сфере. Там нас учили обрабатывать материалы со съёмок большого кино. Работали не с абстрактными штуками, а конкретно над кусками недавно снятых отечественных фильмов. Затирание тросов за каскадёрами, удаление зелёных фонов и т.д. Было интересно увидеть кухню изнутри, очень полезный опыт.
— Сколько примерно времени может уйти у одного человека на затирание тросов и зелёный фон, на удаление киношной «кухни»? Это ведь должен быть очень трудоёмкий процесс.
Зависит от длины отрезка. 100/300/1000 кадров для обработки, всё индивидуально. Ещё зависит от плана — дальний план, где силуэт человека в полный рост — это не сложно. Крупный план, например, голова девушки с развивающимися по ветру волосами — это гораздо сложнее, т.к. гораздо больше постоянно изменяющихся мелких деталей. И от опыта, предрасположенности компоузера зависит, когда ты совсем «зелёный», можешь париться пару дней над планом безрезультатно, а мимо пройдёт опытный товарищ, подскажет хитрость, и всё, оказывается, за пару часов мог справиться. Что ни план, то форс-мажорная ситуация, особенно в первое время.
— Кстати, давно мучат вопрос, почему хромакей — это зелёный цвет? Почему не какой-то другой?
Потому что оттенков зелёного меньше всего в цвете кожи здорового человека.
Если снимать на жёлтом/красном фоне, то большая вероятность, что при кеинге будет дырка в человеке — оттенки этих цветов удалятся.
— Насколько технологии решают задачу в Вашем деле, а насколько именно Ваш человеческий креативный талант?
Всё взаимосвязано, полный технарь и знаток софта вряд ли на одних этих знаниях создаст шедевр, но он может поразить технарей. А традиционный художник на холсте тоже мало кого удивит, конкуренция слишком большая.
А вот при их союзе может получиться действительно интересная вещь. Поэтому отвечу на вопрос так: 50/50.
— Как возникло в Вашей жизни Resonant Arts и чем оно отличается от других креативных агентств?
Я начинал в Уфе в местной продакшн-студии, работал удалённо, также занимался фрилансом из дома. Это было удобно, так как я учился и не мог ходить постоянно на работу в офис. Как-то разместил очередной ролик в видеозаписях группы «After Effects», мне написал человек из тоже начинающей тогда студии из Питера, мы договорились о сотрудничестве, а потом, как я понял, он передал мои работы и контакты своим знакомым, это и были ребята из Resonant Arts. А отличаются они тем, что ставят во главу идеи, а не технику или заработок. Также сама студия звукозаписи очень уютная, там хочется находиться долго, красивые домашние интерьеры, внимание к деталям, администраторы, которые любым приходящим предлагают чай/кофе/воду, будь это клиент, электрик или курьер.
— Что главное в съёмке первых лиц государства? И почему всегда картинка синяя, я даже не о корпоративных цветах ЕР, а обусловлен ли этот цвет с точки зрения передачи цвета кожи первого лица, картинки в целом?
Главное — не облажаться, не ослепить вспышкой, например:) Синий — цвет чистоты, свежести, он приятен глазу. Человек на его фоне очень контрастный, выглядит лучше. А вообще, для профессионала не должно быть разницы, кого снимать: младенца, кошку, президента. Медики же дают клятву Гиппократа. Здесь то же самое.
— У Вас тоже — не навреди?
Врач обязан лечить всех: и преступников/убийц, и бездомных. Я это имею в виду.
— Что Вам интереснее делать: собственный продукт или заказ/рекламу?
Конечно, свой продукт, я хочу его скорее показать всем, потому что сделано с душой. А после многих рекламных роликов чувствуешь только материальное удовлетворение. А иногда и его не чувствуешь.
— А были идеальные заказы? Чтобы и заказчик понимающий, и творчеству есть пространство?
Были близкие к идеальным, если про анимацию. Могу назвать ролик «Ты — предприниматель». Там идею придумал Дима, он сравнил открытие своего бизнеса с морским путешествием, такая метафора понравилась заказчику и мне, я нарисовал такой ролик:
— Замечательная метафора и здорово сделано! Расскажите, что такое проект «Россия рядом»? Как он возник? И почему такое название?
Дима случайно наткнулся на фото зимнего Байкала, внизу была подпись автора, так вышел на «Мастерскую приключений», они организовывали фото-туры в разные красивые места. Дима предложил мне съездить с ним в составе этой группы, я тут же согласился, так как очень люблю поездки, путешествия, очень хотел побывать на Байкале. Мы там были в первый раз, ходили с раскрытыми ртами, такое огромное и полностью замёрзшее озеро, сравнить абсолютно не с чем! У нас было из техники 2 фотоаппарата и 2 фотоштатива, никаких квадрокоптеров, стедикамов, налегке. Мы гуляли по деревне Хужир, по самому озеру в ледоступах, ездили на буханках, там ведь в зимнее время даже дорожные знаки крепятся, это реально как настоящая трасса, всё настолько поразительно и непривычно нам, жителям европейской России. Обрабатывали видео и начали монтировать, находясь ещё там, по вечерам в гостинице с оригинальным названием «Байкал» сидели и выбирали хорошие кадры.
Почему «Россия рядом»? Россия — это народ, его мы представляем в виде трёх матрёшек разных наций. Все нации разные, но живут вместе в одной великой стране.
— Как Вы выбираете места для съёмки? Полностью ли это ваше решение или, например, местный туризм тоже заинтересован?
Полностью наше, мало кто заинтересован. Байкал предложил Дима, я был за.
Южный Урал предложил я, так как сам из Башкирии, пообещал Диме, что золотая осень на Южном Урале шикарная, нашёл пару фотографий, и он тоже загорелся. По маршруту нам помогли моя сестра с мужем, они спелеологи и весь Южный Урал объездили. Они же по приезде сопровождали нас на восхождении на Большой Иремель. После этих серий нам написал фотограф/путешественник из Крыма, предложил составить маршрут и поехать с нами, многие отговаривали в связи с тем, что это спорная территория. Нам даже из фольксвагена ответили, что могли бы дать свой пикап Amarok на время экспедиции, но только не в Крым, так как они европейская компания и не разделяют такие интересы. Но мы не зависим ни от кого, так как деньги на экспедиции выделяются из бюджета Resonant Arts, а мы очень хотели побывать в цветующем весеннем Крыму, пока его не заполонили туристы, пока цветут маки, а трава зелёная и свежая, что нам очень важно для создания красивой картинки.
Закат с вершины горного хребта Эчки-Даг (Козья гора), 670 метров над уровнем моря, Феодосийский район, Крым.
Съёмки второй серии «России Рядом» о Южном Урале. Озеро Тургояк.
— Как меняется Ваше видение от территории к территории? Что сильнее всего поразило в Крыму? И чувствовали ли Вы «спорность» территории, находясь там?
Сервис страдает везде, где мы были, за редкими исключениями. Содержатели гостиниц, кафе иногда поражают своей неприветливостью. В Крыму невероятно разнообразная и живописная природа: крутые горы, скалы, степи, солёные озера, моря, каменные городища, сказочная растительность, одно наслаждение для глаз: огромные красные маковые степи, рядом яркие жёлтые, фиолетовые поля, их будто специально для красоты высаживают. «Спорность» нет, большая часть из тех, с кем мы общались, отзывались позитивно о присоединении. Место-открытие Крыма для нас — это мыс Тарханкут, самая западная точка, там небольшой кемпинг-городок, песочные широкие пляжи, атмосфера нереальная.
Любопытные детишки в деревне Тюлюк. Съёмки второй серии «России Рядом» о Южном Урале.
— Что происходит с видео после того, как Вы его смонтировали. Какова цель? Попасть в различные СМИ?
Моментальная цель — получить максимальный охват, отклик, обратную связь.
Глобальная цель — поднять имидж страны, чтобы россиянам хотелось путешествовать по своей стране, чтобы не было стереотипов и опасений. А также чтобы иностранцам хотелось путешествовать по России, а не только — Москва/Красная Площадь, Санкт-Петербург, Байкал. Ведь в видео мы не вставляем речь, не пишем текст, чтобы мог понять человек любой страны.
— Вы снимаете только природу или людей и культурные ценности тоже?
Снимаем всё, за что цепляется взгляд, но в первую очередь это проект о природе.
— Давайте немного поговорим о фотографии. Что самое главное для Вас в съёмке пейзажа? Говорят, что воздействие природы трудно передать даже самым современным аппаратом. Что Вы об этом думаете?
Всё самое интересное происходит в режимное время, то есть вот-вот перед рассветом солнца и после заката. Чтобы встать рано утром, когда за окном или за тентом палатки моросит дождь, туман, нужна дисциплина. Терпение тоже важно, когда стоишь на одном месте и выжидаешь, когда тучи рассеются. Ну и конечно удача, без неё никуда:)
— А Вы сами всегда были так дисциплинированы? Это понимание у Вас с детства?

Думаю, да. В плане пейзажной съёмки я не смогу себе простить, если просплю, ведь прелесть в том, что природа абсолютно непредсказуема, может именно сейчас будет самый шикарный рассвет в жизни! Это не на пустом месте, правда, были такие моменты, когда получались самые классные кадры тогда, когда ты приложил больше усилий, чем обычно.
Воздействие природы никаким аппаратом не передать, поэтому цель — побудить человека, растормошить его, заставить встать с дивана и сделать шаг.
Айдар Даминов: «Вот это моё самое любимое видео в жанре путешествий».
Watchtower of Turkey, directed by Leonardo Dalessandri
— У Вас замечательные фотографии. Как National Geographic Вас заметил?
Спасибо, Nat Geo. Даже не знаю, с редакторами я не знаком, не писал никому лично, случайно заметили, возможно.
— Судя по Вашим словам и ответам, случай очень много определяет в Вашей жизни. По традиции в конце интервью мы задаём немного философский вопрос. Как в нашем конкурентном мире не потерять свой голос и оставаться творчески наполненным?
Обновлять свой взгляд на привычные вещи, не засиживаться на одном месте. Находить то, от чего глаза снова загорятся, если они начали тухнуть. Чем мы более разносторонни и многозадачны, тем более конкурентноспособны. И обязательно путешествовать:)
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: