«Мы будем танцевать, несмотря ни на что!»

Валерия Побединская о фонде «Изношенные пуанты» и авангардной коллекции мерча
Интервью: GEN.RU
Вёрстка: Катерина Вендилло
Фото: Ксения Пшеничная
ноябрь 2020
«Мы будем танцевать, несмотря ни на что!»

Валерия Побединская о фонде «Изношенные пуанты» и авангардной коллекции мерча
Интервью: GEN.RU
Вёрстка: Катерина Вендилло
Фото: Ксения Пшеничная
ноябрь 2020
Накануне первой годовщины работы фонда «Изношенные пуанты» мы взяли интервью у его основательницы, Валерии Побединской. Мы поговорили о работе фонда и его задачах, о трендах в балете и о коллекции благотворительного мерча, выпущенного совместно с GEN Store и студией брендинга DEZA.

Мало кто знает, что талантливые артисты вынуждены раньше срока уходить из карьеры по причине серьезных травм, которые можно было бы предотвратить. И это сложно переживать, как физически, так и морально — без должной поддержки. Об этом и о том, как мерч поможет собрать деньги на лечение танцоров балета — читайте ниже.
Накануне первой годовщины работы фонда «Изношенные пуанты» мы взяли интервью у его основательницы, Валерии Побединской. Мы поговорили о работе фонда и его задачах, о трендах в балете и о коллекции благотворительного мерча, выпущенного совместно с GEN Store и студией брендинга DEZA.

Мало кто знает, что талантливые артисты вынуждены раньше срока уходить из карьеры по причине серьезных травм, которые можно было бы предотвратить. И это сложно переживать, как физически, так и морально — без должной поддержки. Об этом и о том, как мерч поможет собрать деньги на лечение танцоров балета — читайте ниже.
— Валерия, Вас можно поздравить с первой годовщиной с момента основания фонда?
Да, как раз 31 октября 2019 фонд был зарегистрирован, но мы отмечаем 1 ноября. Так красивее.
— Расскажите, пожалуйста, каких результатов удалось достичь за это время и с чем сейчас работает фонд?
Когда только начинала, я даже не представляла, как это будет. Это был прыжок в пустоту. Но было сильное желание и примерное видение целей. Когда я завела страницу фонда в инстаграме, я на тот момент не знала, как это все развивать. Но в то же время понимала: даже при сложностях не прекращу деятельность.

Сейчас у нас уже около 2 тысяч подписчиков, и для меня это уже результат. Потому что тематика не самая популярная, узконаправленная. В течение года мы больше всего работали, как общественное движение. Рассказывали о новых технологиях реабилитации, поддержания своего здоровья, о врачах, о наших задачах.

И наконец, недавно мы непосредственно занялись тем, ради чего создавался наш фонд. (Я не люблю говорить «мой фонд», это наш фонд, для всех артистов). Мы помогли балерине Имперского Русского Балета Анне Пашковой. Собрали часть средств на операцию и реабилитацию прекрасной артистке. Сейчас собираем на операцию артистке театра им. Н. Сац Ольге Ионовой, и здесь, надеюсь, мерч и сборы с продаж тоже помогут нам.

За это время мы провели несколько мероприятий с нашими друзьями и партнерами. Например, мы организовали перформанс в Парке Горького. Артисты танцевали фрагменты спектакля «Черновик», и это было заявление, просьба о том, чтобы нам дали возможность работать. (Артисты долгое время были вынуждены сидеть без работы во время пандемии. Прим.ред.)

Совместно с «Нашим Театром» мы проводили вечер поэзии. Данное мероприятие было тоже организовано в поддержку Анны. К нам приходил очень интересный гость, Александр По (Похилько. Прим.ред.) — он у нас в
попечительском совете. В режиме реального времени он создал двух красивейших балерин из шоколада. Часть мероприятий не состоялась из-за пандемии…
— Изменилось ли за это время ваше видение проекта и его целей?
Основная наша крупная цель и великая мечта — это создание Центра Здоровья. Если мы не успеем это сделать, то уже кто-то после нас… Хотелось бы построить для танцующих людей большой комплекс здоровья, где будут разные виды гимнастики, все нужные врачи — от физического здоровья до психического. Там должен быть бассейн и другие реабилитационные инструменты. Сейчас пока что нет крупных инвесторов, кто был бы в этом заинтересован.
И конечно очень нужны для этого профильные специалисты. Один из таких врачей, с которыми сотрудничаем — Денис Каблуков (он был ведущим врачом Приморской сцены Мариинского Театра, написал книгу «Здоровье в балете», скоро выйдет вторая книга) — он нам помогает и информационно, и делает отчисления с продаж книги. Я его спрашивала, пошел бы он работать в такой центр, и он ответил, что ему это интересно, и добавил, что многие молодые врачи интересуются этой темой, вопросами балета, и хотят работать с артистами.
— Что сейчас необычного и интересного происходит в балетной среде?
В мире балета не так много всего происходит, все очень заняты.
Балетный мир — довольно замкнутое сообщество. Жизнь у артистов непростая. У кого-то что-то болит, и он весь в себе: надо пережить, выдержать. Артистам трудно говорить о своих травмах.
Но вот сейчас, кстати, стало лучше — все очень друг друга стали поддерживать.

Вот был сбор пластика из пуант Гейнор Минден — на переработку. Во время пандемии весной проходило много челленджей. В Новой Зеландии художница Аннеке делает потрясающие арт-объекты из старых пуант, она их расписывает,
расшивает бисером, стилизует под картины великих художников. Это очень красиво.

Я в свое время предлагала тоже заняться арт-ресайклингом, продолжать жизнь пуант в искусстве. Но пока что в связи с пандемией все это отложилось. Есть в России прекрасный журнал La Personne — его создала Алиса Асланова, она танцевала со мной в Кремлевском балете. Там рассказывают о звездах балета и передовых артистах, показывают красоту. Алиса снимает сама, все очень изысканно. У нее скоро будет фотовыставка.
— Если тема такая узкопрофильная, то как развивать и популяризировать балет? Как привлекать внимание? людей к задачам и проблемам этого искусства?
На государственном уровне хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось искусству в целом и балету в частности. И еще здесь мы мало что можем сделать с тем, что балет уходит в поп-культуру. Раньше и поклонники, и артисты были на другом уровне. Сейчас тоже люди любят балет, люди ходят. Но и сами
артисты должны более трепетно относиться. И хотелось бы внутри театров больше творчества, больше возможностей для танцоров.
Что касается травм и «изнанки» балета, люди об этом всем не знают, они очень удивляются.
Требования к артистам сейчас высокие. От акробатики до чистой классики. И тут еще встают вопросы обучения. Для педагогов необходим предмет «Здоровье в балете». Знать, как восстанавливать после нагрузки, как готовить к ней, изучать тейпирование. Сейчас много чего можно сделать безболезненно и не мучая ребенка. Но до России многие технологии и возможности еще не дошли.
— И вы как раз ведете просветительскую деятельность, освещая эти темы?
Да, и танцоров тоже по идее должны отправлять на семинары, на повышение квалификации, как делают и в других сферах. Сейчас мы получаем в основном опыт от педагогов из прошлого века. Я учусь в профильной магистратуре и тоже пишу работы такой направленности, хочу продвигать то, что мне интересно, популяризовать эту тему.
— Как артисты узнают о фонде, часто ли обращаются, какие виды помощи в основном требуются танцорам?
О нас узнают из соцсетей и по сарафанному радио, друг другу рассказывают. Я надеюсь на мерч, что он будет хорошо воспринят, и это будет тоже реклама. Увидел, спросил, узнал. Изделия очень стильные. И, возможно, для более широкой аудитории. Не только для артистов балета, просто потому что это красиво.
Об Анне, для которой мы недавно вели сбор, я узнала из поста Гедеминаса Таранды. Пост был о том, что Анне необходимо протезирование бедра в Германии. Два миллиона — недостижимые деньги для артиста. Я написала ему, что мы можем помочь, и для этого нам нужны только документы. Многие боятся бумажной волокиты, но у нас все вышло за два дня, так что я надеюсь, это и других вдохновит, что у нас нет бесконечной проверки и дознавательства.
Артисты очень терпеливые. И если уж попросили о помощи, то это действительно нужно. Терпят до последнего. Рассказывать про свои травмы никто не любит и не хочет, а что-то придумывать, додумывать они точно не станут.
Анна не испугалась, обратилась, и у нас состоялся сбор, нашу часть средств мы уже перечислили, собирали вместе с театром. Почти всю сумму собрали, но еще требуются суммы на реабилитацию, это тоже очень важная часть процесса. Мы конечно делаем все для того, чтобы работать профессионально, чтобы все было грамотно и юридически верно. Пока что просто не все могут нас найти.

Помощь нужна не только медицинская – операции, реабилитация… Психологическая помощь тоже важна — например, момент ухода на пенсию. Или после травмы: как выйти на сцену и не бояться делать то же самое движение. Или проблемы в коллективе. Или проблемы с весом, психологическое истощение во время обучения детей в балетных школах… И люди перерабатывают часто, им нужна поддержка. Мы тоже об этом говорим.

Требуется и мелкая помощь по здоровью: витамины, тейпы, ортезы. Артисты их часто друг другу просто передают, но это же неправильно. Иностранные витамины часто стоят от 5 тыс.руб. за один комплекс.

Артистам-фрилансерам сейчас сложно даже с формой. Например американские пуанты стоят 10-11 тысяч рублей за пару. У кого-то пара держится месяц, у кого-то год. То есть в год нужно 11 пар. Все шьют, перешивают, танцуют, пока не развалятся. В театрах форму выдают, а вот фрилансерам — нет. А их сейчас много, и это артисты, которые тоже дарят радость людям. В провинции тоже. Туда танцоры приезжают, служат в театрах.
Все артисты нужны и важны, им нужно помогать.
— Что изменилось в русском балете по сравнению с 20 веком? Куда он движется?
В русском классическом балете сейчас по сравнению с 20 веком больше упор на технику. И есть еще инстаграм-балерины, которые стараются выполнить что-то для видео. А по сути искусство балета — оно творится здесь и сейчас, на сцене. Балет — это история, рассказанная посредством танца. В 20 веке был больше упор на душу, на содержание, эмоциональность.

Сейчас — гонка за техникой, сверхвозможностями, за цирковым шоу. Считают количество вращений, оценивают форму ног. А что там заложено — ни смотрящий, ни танцующий уже порой не думают. Конечно, не все. А вот в современном балете, в модерне сейчас больше смысла, больше творчества. Он стал обращаться к сюжетным спектаклям, и там бывает глубокая философия.
Вне канонов и рамок люди показывают какие-то сверхчеловеческие возможности, но не для того, чтобы удивить, а чтобы выразить свою мысль. Это уже не как цирк, это как слово. Послание. Красивое, сложное.
— И мы здесь соприкасаемся с синтезом искусств. Как вы относитесь к этому?
Да, сейчас синтез везде есть. И это обогащает нашу культуру. Можно вспомнить китайскую акробатическую труппу Гуандунг со своим уникальным шоу «Лебединое озеро». И еще сейчас бывают перформативные спектакли, когда параллельно идет видеопроекция, картины, под оперу идет спектакль или читают стихи. Балетмейстер Александр Экман — тоже пример. Не каждый умеет перефразировать классику, но он делал это очень талантливо. Невероятный спектакль Акрама Хана «Жизель» — просто потрясающе.
И в связи с таким обновлением искусства — артист сейчас уже не узкопрофильный, он должен уметь все. И это снова и про здоровье, и про систему обучения — по старым путям к новым целям не дойдешь.
— Какие необычные истории случались за это время в работе фонда? Может быть, неожиданная помощь?

Для меня таким событием был прошедший недавно вечер поэзии, на котором Александр По сделал потрясающие фигуры балерин. Это ручная работа, это надолго запомнилось. Александр родился без рук и без ног, он танцует, пишет картины, он несколько раз покорил Килиманджаро. Уникальный человек.

Он у нас в попечительском совете. И его бренд шоколада к тому же очень вкусный. И на самом вечере я тоже читала стихи, из Большого театра коллеги, были и не балетные — айтишники, врачи.

Мы хотели провести аукцион, но не вышло, и мы пускаем рекламу, что Александр такие вещи может делать на заказ. И если будет заказ на балерин, то отчисления пойдут в фонд, в данный момент как раз на сбор Ольге, который мы ведем.
— Что Вас вдохновляет в фонде, что помогает не сдаваться и продолжать?
Вдохновляют сами артисты. У меня тоже была такая ситуация, я думала — все, закончу танцевать, ходила практически на одной ноге. Я вышла из этой ситуации, но в тот момент казалось, что уже все, ничего дальше… И возникла идея создания фонда. И тогда еще один мой коллега из театра Станиславского вышел после операции на колене, и он искал на Авито ортез, очень серьезный…Мне стало грустно, конечно, я увидела, как артисты борются за возможность продолжать работать.
А сейчас во время пандемии артисты сидят без сцены, без работы, теряют форму. И потом они выходят на спектакль… И как они восстанавливают свою форму — никому не важно. Когда мне пишут благодарности, пишут, что я занимаюсь важным делом — это конечно же тоже очень помогает.
— Как Вы пришли к созданию мерча?
Ранее я участвовала в акции «Хочу в оффлайн», которую проводили GEN Store. Там я и узнала, чем занимается проект. Потом в какой-то момент мне предложили сотрудничество. Я с удовольствием согласилась. Мы познакомились с ребятами из студии DEZA, обменялись нашим видением проекта, информацией, я все предоставила о нас. Мне прислали на выбор два варианта, один был более классический — то, как обычно представляют балет. А вот второй стиль, который я выбрала, он настолько мне понравился! Он необычный, очень красивая цветовая гамма. Я показывала своим коллегам из фонда, люди уже хотят себе эти вещи.
И при этом принт отражает суть. Красиво, но при этом есть острые, квадратные, резкие линии. Простые, легкие, лаконичные силуэты танцоров, а за ними разные геометрические формы — в этом есть внутренний смысл, характер. Это метафора внутренней сложности. Снаружи это просто изящно, красиво, но внутри содержит в себе многогранность, сложность.
— Что именно Вам понравилось в коллекции больше всего, что бы Вы носили, Валерия?
Я себе хочу все — и футболку, и толстовку, да и сумка будет очень удобна, я думаю. Больше всего мне запомнился принт «Free Dancer», тем более его еще можно связать с духом современного балета. И «Сильных носят на руках» — очень нравится, здорово. «Мои пуанты не остановить» — оригинально, и юмор здесь…. «Танец- это жизнь», естественно. И чувствуется стиль модерн, новое прочтение привычных образов. Символично все, и при этом универсально.
— Где вы планируете продвигать коллекцию? Где можно будет купить мерч?
Помимо GEN.RU, мы выложили коллекцию на нашем сайте. Освещаем в соцсетях. Может, позже расширим линейку, добавим и другие предметы. На мероприятиях «Нашего театра» тоже будем, конечно, продвигать мерч, и на других, которые планируем организовывать. И в дальнейшем будем продолжать партнерство с DEZA и GEN Store. Может быть, другие балетные магазины тоже захотят поучаствовать, также предложим эту линейку и театрам.
— На одном из принтов есть высказывание знаменитой американской танццовщицы Марты Грэм: «Движение никогда не лжет». Как бы Вы объяснили эту фразу?
Я не знаю, что именно Марта Грэм вкладывала в эту фразу. Но мое видение такое. На сцене можно увидеть, какой на самом деле человек, легко про него все узнать. Посмотрев его спектакль, его танец, можно понять характер, как он будет поступать по жизни.

На сцене ты открыт полностью, видно все, что в тебе заложено. Даже то, чего сам человек о себе не знает — сцена показывает, оголяет, он как открытая книга. Это неоднократно подтверждалось. На сцене человек выразил себя определенным образом. И со временем он эти же качества проявляет в жизни.

А если на сцене он неэмоциональный, а в жизни открытый, то значит его открытость и веселость – это маска, внутри он на самом деле другой, закрытый, сдержанный… Поэтому движение никогда не лжет. Для меня это так.
— Опытные артисты видят со стороны эти тонкости?
Я думаю, кто обращает внимание, то видит.
— Валерия, что для Вас танец? Одно слово? Ассоциация?
Если сказать одним словом, то не задумываясь: танец — это жизнь. Даже когда ты заканчиваешь танцевать на сцене. Даже сейчас, когда я несколько месяцев как закончила работу в театре. И я посвящаю свое время другим интересным и важным делам. (Помимо фонда, Валерия работает педагогом в «Лиге
фигурного катания», артисткой в «Нашем театре», учится в магистратуре по специальности «педагогика балета», ведет несколько творческих проектов, пишет сценарии к спектаклям. Прим.ред.).
Но я все время нахожусь в танце, я без этого не могу никак. Это уже образ жизни.
Я этим живу.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: