АПРЕЛЬ 2016
Интервью с тренером
и педагогом Ларисой Подхалюзиной
Беседу вела: Катерина Вендилло
Слово мастера ценно, а слово мастера спорта — особенно, так как побуждает нас задуматься о достижении результатов в жизни, о том, что такое удовольствие и удовлетворение, о том, как переживать неудачи, как донести важное до человека, чтобы он смог превзойти самого себя. Вы также узнаете о том, что такое Wellness, как тренировать профессионально, как спорт влияет на характер, и познакомитесь с удивительным мастером — Ларисой Подхалюзиной.

Лариса - директор и ведущий преподаватель компании Академия Wellness, вице-президент Ассоциации Спортивной Аэробики России (АСАР), призер Чемпионатов Мира и Европы по спортивной аэробике, мастер спорта по художественной гимнастике, презентер международных и российских конвенций.
~
— Расскажи, как спорт пришел в твою жизнь? Тебе с детства нравилось заниматься? Или, что называется, «родители отдали»?
В детстве я хотела заниматься балетом. С большим удовольствием смотрела по телевизору постановки, представляла себя на сцене. Но мы с родителями жили в маленьком подмосковном городе Лыткарино, там не было балетной школы. Самым близким к балету внешне оказался такой вид спорта, как художественная гимнастика. В эту секцию меня родители и привели.
— Не было разочарования, ведь хотелось танцевать, а попала ты в гимнастику? Кстати, насколько сильно эти две дисциплины отличаются?
А в гимнастике почти необходимо танцевать! Отличаются они очень сильно: в классической хореографии необходимо владение только своим телом, а в художественной гимнастике, помимо тела, нужно виртуозно владеть различными предметами: скакалкой, обручем, мячом, лентой, булавами. Я занималась с удовольствием, хотя временами было так тяжело, что казалось — больше не выдержу! Но спустя день-два опять бежала на тренировку. Из предметов больше всего любила мяч.
— Как проходил выбор высшего учебного заведения? Почему туда и каково было учиться?
Помимо спорта в школе очень любила математику, да и папа ею увлекался. Решали с ним разные задачки, кроме непосредственно школьных. Участвовала в олимпиадах по математике разного масштаба. Была попытка после восьмого класса поступить в физико-математическую школу при МГУ. Но с физикой отношения не сложились, и школа эта осталась без меня. В 9-10 классах начала раздумывать, где учиться, чем заниматься. Ну и дорога показалась очевидной: 12 с половиной лет из 17-ти отданы спорту, почему бы не продолжить! Тренерская работа привлекала, сама уже к этому времени пробовала заниматься с самыми маленькими гимнастками в своей спортивной школе. Съездила на день открытых дверей в ГЦОЛИФК, ну и поступила потом именно туда. Студенческий период вспоминаю с огромным удовольствием: и саму учебу, и дополнительные мероприятия, и новое спортивное увлечение — спортивную аэробику, с которой началось знакомство с будущей профессией.

— Что было самое сложное в учёбе? Ты была прилежной ученицей или больше тусовщицей?
Я всегда была отличницей, но не «ботаном»! Школу закончила с медалью, институт с красным дипломом. Учиться любила, но не ради оценок, а ради знаний и самоуважения, наверное. Зубрёжкой не занималась, старалась вникать в суть дела. Всегда задавала преподавателям много вопросов, если что-то не стыковалось в их подаче материала. При этом придерживалась мнения, что отношение ко всем ученикам и студентам должно быть одинаково требовательное, однако требования надо согласовывать с возможностями учащихся. Заступалась за тех, кого преподаватели, на мой взгляд, незаслуженно принижали. Из-за этого не всем я была по душе, но оценки приходилось ставить хорошие, поскольку за себя я отвечала «головой». Конечно же, институтские тусовки не обходили меня стороной, я очень компанейская в этом вопросе. Но перфекционизм не позволял расслабиться настолько, чтобы «провалить» сессию.

— Ты мастер спорта по художественной гимнастике, так? Какими качествами должен обладать такой спортсмен? Что нужно для получения титула «мастер спорта»? Как у тебя всё это произошло?
Да, у меня есть звание мастера спорта СССР. В художественной гимнастике обычно это звание получали довольно рано: лет в 14, ведь и заниматься начинают тоже в юном возрасте, с 4-х, а кто-то и раньше (хотя я думаю, что раньше 4-х лет тренироваться начинать нет смысла, в этом возрасте только играть и играть). Сейчас, наверное, эти возрастные границы так и сохранились: я имею в виду получение званий. Не знаю, что сейчас является требованием для завоевания мастерского удостоверения. Могу сказать, как было у нас. Для присвоения любого звания надо было выступить на соревнованиях определенного ранга и завоевать определенное место или набрать какую-то сумму баллов. Но соревноваться приходилось много, а для этого надо постоянно держать себя в руках не только физически, но и морально!
Умение не только качественно тренироваться, но и продемонстрировать все свои умения в стрессовой соревновательный обстановке - вот то главное, чем должен обладать любой спортсмен.
— Дай совет, как не впасть в депрессию от поражения и не позволить голове слишком закружиться от победы?
Сложно сказать... Я очень переживала, если что-то не получалось на тренировках или соревнованиях! Да, безумно гордилась, когда добивалась успеха! Но депрессия и «звездная болезнь» как-то обошли меня стороной. Может быть поддержка и мудрость родителей, которые всегда были рядом? А еще жесткость и терпение тренера, который вовремя «ставил» на место.
— Что такое спортивная аэробика, по которой ты призер Чемпионатов Мира и Европы? Как её оценивают?
Спортивная аэробика — это вид спорта, который родился из оздоровительной аэробики в США в 80-х годах прошлого века. Сначала, когда он только развивался, этот вид спорта очень отличался от гимнастических: спортивной и художественной гимнастики, акробатики. Набор обязательных элементов, допустимые дополнительные элементы, костюмы, музыка, состав участников — всё было другим. Соревновались, в основном, инструкторы по оздоровительной аэробике, которые в свободное от работы время занимались этим новым тогда видом спорта. Очень высоко оценивался творческий подход, артистизм! Сейчас спортивная аэробика уже не для любителей, а только для профессионалов, которые, как и в любом другом современном виде спорта, начинают заниматься довольно рано, тренируются много и долго. Требования становятся другими, и программы все больше и больше напоминают программы по спортивной гимнастике и акробатике.
— А вот если вкратце, в чем отличие спортивной аэробики, художественной гимнастики, акробатики и других похожих видов спорта? Может, какой-то из них ближе к фитнесу?
По определению, спортивная аэробика ближе к фитнесу, так как «вышла» из него. Другие виды совсем от фитнеса далеко. Между ними есть нечто общее: надо продемонстрировать программу, составленную из различных элементов. Но вот сами элементы, снаряды для демонстрации, предметы для выступления, составы команд, правила оценивания — всё это разное. Писать об отличиях — это на целую книгу получится. Лучше посмотреть выступления спортсменов на соревнованиях высокого ранга в каждом виде спорта, и эти различия сами бросятся в глаза.
— Те виды фитнеса, что были популярны на стыке веков, шейпинг, аэробика в купальниках и носочках — насколько это ближе к вышеописанной области, да и вообще насколько они эффективны?
Шейпинг — это наше, национальное «достояние». Нигде в мире такого не было и нет. Иностранцы с недоумением наблюдали за такими тренировками, когда приезжали к нам. Если вкратце, то упражнения, предлагаемые в шейпинге, делать надо бы с большими корректировками, чтобы не травмироваться! Аэробика в купальниках и носочках — это именно то, с чего начался весь оздоровительный фитнес во всех своих проявлениях. То, с чего начался отсчёт и спортивной аэробики, о которой мы говорили. Может быть, движения оттуда сейчас выглядят не совсем «современно и модно», но эффективность тех занятий не меньше, а то и побольше, чем сейчас.
— Расскажи о своём опыте международных соревнований. Поведение спортсменов разных национальностей разнится?
Это было так давно... По молодости не обращаешь внимания на какие-то психологические тонкости поведения разных людей, просто наслаждаешься процессом. Всё так круто, народу много, все говорят на разных языках, смеются, подбадривают друг друга. А я в первый раз за границей (это ведь был ещё СССР, за рубеж народ особо не ездил, только «элита»). И вот мы в этой элите, в Штатах, солнце, океан, огромный отель, престижные соревнования!
— Никогда не было желания переехать в другую страну?
Ты знаешь, голова всегда включалась: отдыхать и выступать там хорошо, а как жить — это непонятно! Везде хорошо, где нас нет. Поэтому как-то мысль уехать и жить в другой стране не задерживалась.
— В чём отличие нашей школы спорта от зарубежных?
На сегодняшний день главное отличие в том, что мы практически остановились в своем развитии, а остальные уходят вперед со всё возрастающей скоростью. Мы до сих пор еще держимся за счет прошлых достижений нашей спортивной науки. Мы были в спорте впереди планеты всей по большинству направлений. Просто потому, что это было в приоритете у государства. Сейчас вся планета нас догнала и перегоняет... За исключением некоторых видов спорта, где мы пока еще в фаворитах: художественная гимнастика, синхронное плавание. Это пока еще возможно за счет хорошей фундаментальной базы и героических усилий тренеров и спортсменов вопреки сложившейся ситуации. Но и там спортсменки из других стран уже «наступают на пятки». Хорошие тренеры уезжают за границу, тренируют там уже не наших спортсменов. И нам нечем их удержать.
— Что для тебя wellness? Как ты для себя определяешь это понятие?
Я считаю, что должна быть внутренняя гармония. На мой взгляд это и есть Веллнесс. То, что ВОЗ определяет, как здоровье, мне кажется и есть Веллнесс.
— Вы на протяжении своей работы сравнивали себя с другими школами для фитнес-инструкторов? По своему опыту знаю, что выбирала школу для обучения пилатесу и лучше вашей не нашла. Это подтверждает общение с выпускниками других школ.
Конечно, мы интересуемся тем, что делают другие, что и как преподают. Но всегда делаем только то, что сами считаем правильным для обучения наших студентов, даже если это идет вразрез с коммерческой выгодой. Поэтому если у нас материала на 6 дней курса, мы никогда не можем сократить его до 4х или 3х дней, как это часто бывает. Мы и в заявленные 6 с трудом вписываемся, потому что знаем и можем дать гораздо больше, но нашим студентам очень тяжело на столько дней вырваться. И ни один наш сертификат за все время работы не был выдан кому-то, кто его на самом деле не заслужил. Можно было бы сильно упростить себе жизнь, слегка поменяв подход, но мы просто не можем пойти против своих принципов!
— Как удаётся поддерживать такой хороший уровень преподавания? Может, помимо прочего, благодаря сильной советской школе?
Моё личное мнение: преподавателем надо родиться! Все остальные факторы помогут использовать по максимуму то, что есть внутри тебя, но научиться самозабвенно преподавать, мне кажется, нельзя.
— Что для тебя самое приятное в работе преподавателя? А что, наоборот, раздражает и не нравится?
Не очень люблю общаться с теми, кто у нас ещё не был. Особенно с теми, кто говорит с нами на «разных языках». У многих совсем другое представление о том, ради чего вообще работает тренер, чему необходимо учиться, к чему стремиться, как зарабатывать деньги и зачем вы вообще встретились… Иногда практически душу раскрываешь человеку, а ему, оказывается, просто нужен сертификат как «бумажка», а знания его вообще не интересуют. Да, часто бывает так, что они приходят, и после учебы и общения установки полностью меняются, они проникаются твоими идеями и становятся преданными последователями! Но этот этап «до» дается мне непросто! Люблю, когда человек изначально нацелен на то, на что и ты нацелился. Ты рассказываешь, что знаешь; он впитывает и «пытает» тебя вопросами по существу! Это МОЙ студент! С такими готова в лепёшку расшибиться! Хотя и не люблю работать в принципе.
Самое приятное: когда ты видишь, как тот, кому ты что-то объясняешь, вдруг понял то, что до этого не понимал! Когда заставляешь задуматься над вопросом, который человек раньше себе никогда не задавал, когда на свой вопрос к студентам получаешь ответ, до которого они додумались сами, прокрутив в голове всё то, что ты с ними разбирал до этого. Когда твой ученик начинает работать так же классно, как и ты сам!
— Как это - «не люблю работать»? Любишь лениться на диване?)
Ага! Можно не только на диване: в шезлонге, на песочке, у моря, под солнышком, с коктейлем! Только на всё это зарабатывать приходится. А есть же не только студенты, а еще и свои любимые постоянные клиенты, которых надо тренировать! Я, в принципе, и самые обыкновенные вещи люблю делать - посуду мыть, салат оливье резать, даже убираться люблю. По полочкам всё раскладывать обожаю, и в своей голове тоже. Не знаю, смогла бы я не работать, как-то не было возможности проверить это. Месяц отпуска — не срок.
— А ради чего ты работаешь, на что нацелена?
Мы тут как-то спорили: удовольствие и удовлетворение от работы — это одно и то же или разное? Я для себя пока определяю это так: удовольствие — это наслаждение процессом, а удовлетворение — результатом. Вот я удовлетворяюсь, когда вижу горящие глаза студентов. Самоуважение, опять же, ты кому-то нужен, тебя ценят — это важно в жизни. Для ребенка тоже важно, что родители значимые люди не только для него, но и для других. На отдыхе постоянно посещает мысль: не хочу возвращаться к работе! Но нет-нет, да и приснится сон про семинар, причём приятный. Значит, совсем отказаться от работы будет сложновато. Через какое-то время начнет чего-то не хватать. Короче, надо ценить то, что есть, даже работу! Это моё видение жизни.
— Какой из тех курсов, что ты ведешь — самый любимый?
Самым любимым оказывается тот, на котором МОИ студенты! А так без разницы: все могут доставить удовольствие и принести удовлетворение. Всегда радует, когда на курс по беременным приходят мальчишки. Здорово, что они хотят разобраться с вопросами работы женского организма. Один раз мальчик после такого курса сказал следующее: «Спасибо Вам, после семинара я стал особенно сильно уважать женщин!» Девчонки чуть не прослезились! Нравится, когда после курса по стретчу наставники перестают «рвать» своих подопечных в попытке любыми средствами посадить на шпагат. Особенно приятно, когда подходят после семинара и говорят: «Спасибо само собой за профессиональные вещи, но отдельное спасибо просто за помощь в каких-то обыденных вопросах». Я ведь стараюсь чисто по-человечески какие-то моменты рассказать. И некоторым это помогает в обычной жизни. А если человеку стало чуть-чуть радостнее и проще в жизни после общения со мной — это ведь хорошо? Даже если он и не станет первоклассным инструктором.
— В чем отличие той тренировки, которую ты ведёшь, от той, которую проводишь сама себе? Как поддерживаешь себя в форме?
Я уже давно себя не тренировала... У меня есть возможность заниматься на силовых тренировках вместе с клиентами. Эпизодически получается ходить на беговой дорожке, но крайне редко. На отдыхе отжимаюсь, приседаю, много хожу, заставляю себя плавать (не люблю этот процесс). Вот собственно и все мои тренировки. А гибкость, как я на семинаре и рассказываю, это в основном генетика. То, что есть от природы, конечно же, надо поддерживать, но это делать не сложно. Я ведь на занятиях использую минимум упражнений на растягивание. Сама их тоже выполняю. Вполне хватает. Дополнительно по ночам специально не тянусь:)
— Как накладывает на тебя отпечаток твоя профессия? Хочется ли, видя нездоровые тела, их изменить? Помню, Михаил рассказывал, как вы в музее обсуждаете статуи на предмет кифоза:)
Да уж, глаза не закроешь. Взгляд останавливается на всяких физических несовершенствах. Осанка, походка, отсутствие функциональных мышц, неумение двигаться. В голове начинают проноситься мысли, что делать с этим человеком. Но ведь не пойдешь к нему, чтобы предложить свои услуги.
— А есть какие-то нарушения, которые встречаются чаще всего? Болезни нашего времени.
Сутулость, сколиозы, остеохондрозы, мышечная слабость. Это всё от малоподвижного образа жизни, от сидячей офисной работы.
— Каково это жить в спортивной семье? Как проходит обычный твой день? Как ты отдыхаешь?
Дни у меня все разные. Когда-то надо встать в 6.00, а когда-то можно позволить себе и до 10.00 поспать (я ужасная сова) В какой-то день выходишь из дома, а в какой-то весь день дома работаешь. Иногда работа связана с профессиональными делами, иногда со всякими около расположенными: бухгалтер, налоговая, закупка канцтоваров. Ещё и домашние дела приходится выполнять, за продуктами ходить. Отдыхаю, когда лежу в ванной, читаю или разгадываю всякие логические задачи, кроссворды, сканворды, судоку и т. д. Или фильм смотрю, лежа на диване. А ещё любим всей семьей выйти в кинотеатр, посмотреть киношку, а потом в кафе!
— Какие у тебя планы на ближайшее и неближайшее будущее? Чего хотелось бы достичь?
Надо подчистить все рабочие «хвосты», много чего накопилось. Научиться быть терпимее к людям. Начать второй раз изучать биохимию с дочерью, которая будет её в институте проходить с осени. Ничего глобального не планирую, само всё сложится.
— Тогда напоследок: какие главные ошибки людей в отношении собственного тела и духа? Что посоветуешь, чтобы на долгое время сохранить здоровье?
Надо уважать своё тело, чтобы было, за что его любить. Уважать — это значит изучать, хотя бы чуть-чуть, чтобы понять его немного. Не издеваться над телом и духом при помощи неразумных тренировок и способов питания (не буду это называть диетами)! Помнить, что сила действия равна силе противодействия: как ты поступишь с организмом, так и он «отомстит» тебе. Надо научиться сосуществовать с собой без экстрима. А долго это продлится или нет, не всегда зависит от нас. Но это и есть жизнь!
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: