октябрь 2020
Интервью с фотографом
Алексеем Михайловым
Беседу вела Мариам Агаджанян
Вёрстка – Катерина Вендилло
Алексей − кандидат наук, доцент, член Союза фотохудожников России, старший преподаватель факультета фотографии ИГУМО. Также обладатель бронзовой медали FIAP (Международная федерация фотографического искусства), призер Всероссийского фотоконкурса «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ» (2014) и руководитель ежегодного Российского фотоконкурса «Стихии науки».

Поговорили о любимой камере, самопожертвовании ради раскрытия модели, образе сотрудника Института биоорганической химии, а также об инстаграмном мусоре и фото-индустрии в России сегодня.
— Как начался ваш творческий путь? Как появилась любовь к фотографированию?
Я помню, еще в школе мне попалась статья в журнале «Наука и жизнь» про правила фотографирования и композицию кадра. Я был поражен, я об этом даже не задумывался, оказывается, что можно не просто фотографировать, что приглянулось, а можно значительно улучшить свои кадры, зная основы композиции.
Работая в науке долгое время и защитив кандидатскую диссертацию, написав много статей и приняв участие во многих конференциях, я понял, что мир можно изучать с двух сторон, с точки зрения науки и с точки зрения искусства.
Наука оперирует фактами, повторностями и логикой, в то время как искусство - с образами и теми переживаниями, которые создают эти образы. Разобравшись, как устроена наука изнутри, мне стало интересно понять мир искусства. Самым простым и доступным средство для меня войти в мир искусства стала фотография.
— С какой камеры Вы начали свою работу? Есть ли у вас любимые камеры?
Моей первой камерой была пленочная Смена 8м, в то время я был старшеклассником, мне ее подарил отец на день рождения. Но тогда мне оказалось сложно разобраться во всех технических особенностях съемки: выдержка, диафрагма и пр. Настоящее увлечение фотографией пришло намного позже с появлением у меня цифровой зеркальной камеры Nikon D90. Я до сих пор иногда все еще снимаю на нее. Сейчас моя рабочая лошадка - это Nikon D800. Она позволяет мне решать любые фотографические задачи.
— Если бы вам дали выбор, оставить у себя только один объектив. Какой бы Вы оставили?
Есть ли у вас фаворит?
Да, у меня есть фаворит, мой любимый объектив - Nikkor 85 mm F1.8. Я люблю снимать им портреты, они получаются "воздушными". Без этого объектива я часто чувствую себя, как без рук. Это достаточно бюджетный объектив, но он входит в десятку лучших объективов для моей камеры по оценкам ресурса dxomark.com
— Как рождаются ваши снимки? Планируете ли заранее, как будет происходить процесс съемок?
Мне нравятся те снимки, которые в начале создаются в моей голове: я слушаю музыку или смотрю фильм, вдруг рождается некий образ, и я начинаю с ним ходить и вынашивать его, как ребенка, пока не пойму, как и где его реализовать. И уже потом ищу модель и локацию. В процессе важно продумать все детали: в какое время снимать, какое настроение должно быть у фотографии, что должно быть в кадре, а что нет.
— Как Вы раскрываете модель?
Для меня важно сначала построить доверительные отношения с моделью. Я никогда не просил модель сделать то, на что я сам не способен.
Если модели нужно лечь в грязную воду, я сам ложусь и показываю, что мне нужно. Или перед съемками для выставки в стиле ню я сам попробовал сняться обнаженным перед фотографом противоположного пола, это был интересный опыт.
Если вы не пробовали такой тип съемки - советую попробовать и понять, каково почувствовать себя без защиты одежды перед камерой, это снимает многие зажимы.

Для раскрытия модели нужно присоединиться к чувствам модели, показать, что вы живой человек, пообщаться на отвлеченные темы или хотя бы о погоде. Бывает полезно посмотреть социальные сети человека, чтоб знать, чем интересуется модель и чтобы было проще найти общий язык.
— Есть ли у вас фотографическая идея-мечта, которую хотелось бы реализовать? А не фотографическая?
Моя мечта - это иметь работу, которая не зависит от места жительства и позволяет много путешествовать. Зарабатывать, фотографируя творческие проекты, а не коммерческие.
— У вас очень необычные и захватывающие снимки. Есть ли у вас любимая серия своих
работ?
У меня несколько любимых серий. Первое, что приходит на ум - это серии "Звездная пыль" и "Сквозь время".

Серия "Звездная пыль" - про красоту человеческого тела, про нашу жажду быть лучше и преодолеть силу земного притяжения.

Проект "Сквозь время " получился довольно личным. До того, как я решил посвятить свою жизнь фотографии, я более 7 лет проработал научным сотрудником. И я часто задавал себе вопрос: "Кем бы я стал, если бы остался в науке?" Фотографируя сотрудников Института биоорганической химии, я представлял себя на их месте.
Серия "Звездная пыль"
Проект "Сквозь время "
— Вам идеально удается передать атмосферу города. Где бы Вы хотели еще снимать, в каких городах, а может быть, есть конкретная страна, куда бы Вы хотели полететь?
Я несколько раз был в Италии: в Венеции, Милане, Триесте, и других городах, но мне пока не удалось побывать во Флоренции. Мне кажется, это очень фотогеничный город, я бы хотел побродить по его улицам на восходе и закате, поснимать архитектуру и красивых людей на фоне этого великолепного города.
— У вас есть любимый фото-жанр?
Я люблю снимать города и людей. Меня пленит архитектура, сочетание исторического наследия города и современных ритмов. У меня из окна видна Сталинская высотка, я не устаю ее фотографировать, у меня всегда под рукой фотоаппарат, меняется погода, время суток - и она совсем другая. То она утонченная и возвышенная, то мрачная и тяжелая.

А фотографировать людей? Это безумно интересно: пытаться понять, чем живет человек, как это проявляется через его внешность. Как найти тот самый ракурс, чтоб фотография сложилась. Бывает, я кружу и кружу вокруг человека, ищу, как мне его сфотографировать. Иногда бывает легко: как не сфотографируешь - и красота, а бывает человек красив, а вот передать его красоту на фотографии сложно - приходится попотеть и напрячь извилины.
— Как Вы пришли к педагогической деятельности? С чего началось, как давно Вы занимаетесь преподаванием? Что для вас главное в преподавании?
Это получилось забавно. Чтобы систематизировать свои познания в фотографии, я пошел на курсы. Я впитывал все, как губка. Курсы вели хорошие фотографы, но плохие педагоги. Я знал про педагогику значительно больше их, ведь я закончил пединститут. Это частая проблема: приглашают преподавать мастера своего дела, а вот уметь хорошо фотографировать - это совсем не значит уметь научить фотографировать. И после окончания курсов я пришел к администрации и сказал им, что с точки зрения педагогики у них большие провалы, и меня взяли туда как преподавателя.

В 2020 году уже 9 лет, как я преподаю фотографию. От теории фотографии про композицию и схемы студийного освещения до фотопозирования для начинающих моделей. В современном мире избыток знаний, в интернете можно найти любую информацию, тут нужно чувствовать, какой информации стоит доверять, а какой нет, как ориентироваться в этом потоке. Помимо знаний, важно формировать у студентов навыки. Сейчас знать мало, нужно уметь.
Для меня главное в преподавании - это не давать людям готовый набор знаний, а дать систему знаний, научить понимать предмет, создать каркас, на который можно нанизывать новые знания.
— В каком состоянии сейчас находится фото-индустрия в России? В чем её основные проблемы? Что бы Вы улучшили в этой области в нашей стране, если бы могли?
Сейчас каждый может себя считать фотографом, ведь у каждого есть камера, хотя бы в смартфоне. Каждый делает много фотографий и думает, что разбирается в том, что такое "хорошая фотография". Современные технологии очень упростили процесс получения изображения, но это не значит, что фотографировать стало легче.

Поиск сюжета и создание изображения, наделенного смыслом, требуют насмотренности и жизненного опыта, знания, как работать со светом, как строить композицию.
Ежедневно в Instagram загружается более 95 миллионов фотографий. Но что это за фотографии? Большинство - это мусор, который засоряет наш визуальный канал получения информации.
Проблема современной фото-индустрии в России - это низкая визуальная культура и плохо сформированный рынок фотографических услуг. Сейчас фотографу, чтобы выжить, нужно быть человеком-оркестром: помимо умения делать качественные фотографии, нужно разбираться в интернет-технологиях и бизнес-стратегиях, не говоря уже об умении обрабатывать фотографии.

С одной стороны, сейчас в России очень много фотографов, рынок перенасыщен, идет демпинг цен, а с другой стороны действительно хороших фотографов мало. Иногда, смотря афиши или рекламные стенды, слезы на глаза наворачиваются: до чего ужасные фотографии используют рекламщики.

Сейчас в России не хватает хорошего канала между производителями контента, фотографами, и его потребителями: блогерами, владельцами сайтов, магазинов и др. Не хватает культуры использования фотографий. До сих пор в России не уважают авторские права фотографов, очень часто воруют изображения и даже не понимают, что так делать нельзя. Мне кажется, нужно развивать платформы, упрощающие легальное использование фотографий.
— Какие цели у вас на данном этапе жизни? Хотелось бы дальше развиваться? Чего хотелось бы достичь?
Это трудный вопрос. Я человек творческий, а если поставлена цель, значит, надо двигаться в этом направлении, отсекая все лишнее, при этом теряется свобода. Двигаясь к одной цели, я удаляюсь от возможных других целей. Поэтому выбор цели очень важен и сложен. Я ищу себя через фотографию, ищу свой стиль. Мне хочется развиваться в художественной фотографии, найти своего зрителя. Сейчас я работаю над проектом про Сталинские высотки в Москве.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: