Если говорить про современные вещи, то тоже нужно смотреть по конкретному театру, спектаклю и набору исполнителей. Потому что, взглянув на артиста, можешь сразу вдруг увидеть материал, который при другом пасьянсе и актерском составе кажется просто провальным. Я безумно люблю современную поэзию, люблю Женю Некрасову, Оксану Восякину и жду ее романа «Рана», который выйдет в марте. Прямо до мурашек я жду этот текст, чтобы его прочесть и, может быть, создать сценическую версию. Хочется брать тот материал, который еще нигде не звучал и вряд ли кто-то другой возьмет, который откроет нового автора. Через взаимообмен литература-театр-музыка надо сделать так, чтобы эти три позиции помогали друг другу. Чтобы современные авторы оказались в театре, а не только мы довольствовались Островским, Мольером и Шекспиром. Чтобы современные музыканты писали для современных постановок музыку. Чтобы формировался новый культурный слой, которого, как кажется многим, сейчас нет.
Спроси у любого на улице: «Кто ваш любимый современный поэт», и будут говорить: Рождественский, Асадов. Ну, Вера Полозкова, допустим. Я обожаю ее стихи, но грустно, что только этим все заканчивается: Дмитрий Быков и Вера Полозкова. Надо постепенно расширять, обогащать культурный багаж наших зрителей за счет современных текстов. Также уделять внимание современной подростковой литературе, чтобы дети с 10 до 16 лет были в театре, чтобы они видели, что с ними говорят на равных, а также про темы, которые действительно их волнуют: темы травли, расового неравенства, внутренней свободы. Я считаю, что это такая моя маленькая миссия.
Можно взять текст тиражируемого автора Евгения Водолазкина «Лавр» и понять, что в нем есть все из чего можно сделать спектакль. Можно найти потрясающих актеров, хороший театр, художника, и в итоге выйдет плохой спектакль. Тут никак не предугадаешь. Надо брать то, что действительно отзывается в тебе, что не дает покоя. Из последнего, что я увидел, что мне действительно понравилось не как спектакль, а как сама акция того, что текст звучит – это «Республика» Сережи Давыдова. Поставил спектакль «Где мой дом» Кама Гинкас (МТЮЗ). Мне понравилось, что пьеса написана верлибром, что очень люблю: не рифмованными стихотворениями. Гинкас постарался найти этому определенную форму. С точки зрения Большого театра такой проект может быть провальным, потому что остросоциальная тема (а народ хочет идти на развлекательное, либо на что-то легкое). Еще камерное пространство, а обычному зрителю хочется все-таки в театр прийти не на камерную штуку, а увидеть богатство театра. Тут надо, конечно, в своей голове очень много делать просчетов. Действительно, в Театре музыки и поэзии Камбуровой нет большого зала – это огромный плюс. Есть уже заданные условия, сделаешь пять шагов и уже у первых рядов зрительного зала. Надо искать эксклюзивные штуки, которые не для всех и потихонечку эту когорту зрителей расширять.