6 апреля — 27 апреля 2017 года

Неустойчивые равновесия

Паблик-арт проект: арт-объекты, инсталляции, перформансы,
саунд-арт, лекционная программа.
Накануне дня космонавтики редакция Contralto People побывала на лекции Кати Карцевой, посвященной выставке «Неустойчивые равновесия». У нас нечасто университеты предоставляют свою территорию для современного искусства, а между тем, паблик-арт держится на взаимодействии искусства и аудитории, где не публика приходит в галерею, а галерея занимает публичное пространство.
О выставке
Паблик-арт проект
«Неустойчивые равновесия»
На территории атриума Международного Университета в Москве проходит выставка современного искусства, посвященная теме неустойчивых равновесий, как ситуации, в которой взаимодействие, поиск компромиссов, кооперация и готовность к мобилизации являются залогом развития.

Кураторы: Катя Карцева, Артём Гаврилюк-Божко
Участники: Дмитрий Аске, TOM VA, Антон Афанасьев, Александр Чаптыков, Лариса Федотова, Наталья Балабанова, Александра Михайлова, Анна Москалёва, Василий Филатов, Никита Чайкин, Олег Серкин, Владимир Савостин, Катя Гранова, Арнольд Железцов, Valentin Pasquotti Pirollo (Франция).
 
О кураторе

Катя Карцева

кандидат культурологии, старший преподаватель Международного Университета в Москве, основатель и главный редактор портала о культуре и искусстве ArtandYou.ru, который объединяет всех участников русскоязычного арт-пространства.
— Катя, как появилась идея выставки?
— Идея выставки родилась в рамках моего курса «Выставочное дело», которое я читаю на кафедре Прикладной культурологии и социокультурного менеджмента Международного университета в Москве. Я всегда стараюсь придумывать необычные задания для зачета. Когда-то студенты писали статьи на мой сайт и оценивали сами себя лайками, когда-то исследовали интеграцию спонсоров на музейных выставках. Но реальный проект – самое очевидное решение формы зачета по такому предмету – появился в этом году впервые. Я не могла решиться на это, потому как понимала, что это очень серьезно и ответственно. И не ошибалась – собрать выставку за 1,5 месяца и почти без бюджета оказалось задачей не из простых. С другой стороны, глупо было бы не попробовать, учитывая, что университет располагает прекрасным атриумом в центре Москвы.

Что касается, самой концепции неустойчивых равновесий, в ней я хотела отразить ситуацию в которой взаимодействие, кооперация и готовность к мобилизации являются залогом успешного развития в современном мире. Равновесия между мной и студентами, художниками, руководством университета. Между современным искусством и общественными ожиданиями от него. Между профессионалами и не профессионалами, новаторским и традиционным и так далее. Художникам также было дано задание подумать в своих произведениях над своим прочтением "неустойчивых равновесий", что они и выразили в своих арт-объектах, многие из которых созданы специально под выставку.
— Планируются ли другие подобные мероприятия?
— Скажу по секрету, у меня уже есть готовая концепция второго проекта, продолжения этой выставки. Но будет ли он реализован, пока не готова сказать. Сейчас мне нужно какое-то время, чтобы «отдохнуть» от этой выставки.
— Где можно послушать твои лекции?
— В письменном виде многие тексты можно почитать на artandyou.ru Часть своих лекций я начала выкладывать на канал вYoutube.
«Скажем сразу, что радоваться или сострадать человеческим судьбам, о которых повествует нам произведение искусства, есть нечто очень отличное от подлинно художественного наслаждения».
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
«Современное искусство — это инструмент диагностики реальности, описания современности и выявления ее симптоматики,» – говорит Катя. «Без современного контекста становится не понятным послание многих произведений. Ключ к разгадке современного искусства кроется не в чистом созерцании, а скорее в осмыслении и рефлексии, потому что современное искусство строится не столько вокруг индивидуальной формы, сколько вокруг индивидуального решения художника относительно этой формы. Отличается современное искусство и от искусства модернизма, противопоставлявшего себя прошлому и нацеленному изменить будущее. Предметом изучения современного искусства является момент настоящего».

Дмитрий Аске, скульптура «Невидимая граница»

Валентин Паскуотти Пиролло, скульптура «Неустойчивые равновесия»
На выставке представлена работа французского современного художника, который размышляет на тему равновесие цивилизации и сознания человека. Мы строим свои конструкты на основе различных концепций, принятых или отвергнутых обществом, но являются ли они продуктом нашего сознания?

Конечно, знаковой для выставки работой было произведение Александры Михайловой «В процессе». Эта конструкция из лайтбоксов представляла собой иконку загрузки, которую мы видим на мобильных устройствах. Вынесенный за пределы виртуального пространства знак режима ожидания теряет свою прямую функцию, вне своего контекста, по словам автора, он больше не обозначает временную остановку визуального ряда, а, напротив, фокусирует внимание на течении времени.
«Не каждый мыльный пузырь может стать искусством» — образ ёмкий и понятный, ведь сегодня конкуренция на арт-рынке высока, но качество художественных объектов грамотно распознать не всегда представляется возможным, так как и цена не является показателем высокой художественности.

Пространство выставки, предопределенное атриумом университета, не имеет единственно заданного начала и конца, входа или выхода, нарратива, но можно увидеть некоторую перекличку с произведением, расположенным напротив «Пузыря», так как оно вызывает противоречивые чувства и побуждает к размышлению о том, как люди создают историю культуры и цивилизации, изменяя наш мир необратимо.

Скульптура «Невидимая граница»
Работа «Москвазавр» Арнольда Железцова — самая большая на выставке. Туловищем доисторической рептилии стала лестница библиотеки Университета, подсвеченная 50-ю лампами зеленого цвета, а головой автомобиль Ока. Скелет динозавра — один из образов музея в самом классическом понимании, здесь стал объектом современного искусства.
Работа Антона Афанасьева вызвала самое большое количество споров и дискуссий на лекции куратора выставки. Зрителей интересовало, что хотел сказать автор, изображая Гитлера-Дали. Художник соединил портреты этих двух личностей, размышляя на извечную тему гениальности и безумства. Оба этих персонажа – наиболее характерные личности истории человечества ХХ столетия, хотели стать художниками, но если Дали достиг высот арт-рынка и даже был исключен из сюрреалистов за свою буржуазность, то Гитлер, которого не приняли в Академию художеств, в итоге довел цивилизацию до предела бесчеловечности и угрозе ядерной войны. Что сказалось и на истории искусств, как писал Теодор Адорно «Писать стихи после Освенцима – варварство», утопические мечты авангарда сменились скептицизмом постмодерна. Быть может, если бы Гитлер смог направить свою энергию в русле карьеры художника, то мировая история и история искусств сложились бы иначе. Через несколько дней после открытия организаторами выставки было принято решение снять работу, поскольку ее смысловая нагрузка оказалась чрезмерно агрессивной для пространства Университета.
Двадцатый век можно охарактеризовать веком личностей, в искусстве биография автора становится неотделимой от его произведений, а фигуры Дали и Пикассо — тому подтверждение.

Дух индивидуализма, уникальности личности, сотворения из собственной жизни произведения искусства — это изменило общую картину мира, совершив переход от отождествления себя с общностью к индивидуальному началу. В этом смысле интересна инсталляция из комнатных растений, представленная на выставке «Неустойчивые равновесия». Растения, находящиеся в атриуме университета с момента его основания, были поставлены в шеренгу по росту, и как-будто теряя свою индивидуальность в этом строю, на самом деле, её приобретали. Советская традиция украшать государственные учреждения деревьями и цветами в горшках была по-новому переосмыслена художником Натальей Балабановой.


Выставка «Неустойчивые равновесия» продлится до 27 апреля 2017 года в стенах Международного Университета в Москве (Ленинградский проспект, 17), посетить её может бесплатно каждый желающий. Мы видели, как зрители пробираются сквозь ландшафт выставки, переживая её, как живую сущность, превращаясь в свидетелей, комментаторов, критиков, выстраивающих личную диаграмму связей и интерпретаций.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: